Атлас
Войти  

Также по теме

5 российских правителей-урбанистов

Москва традиционно считается городом, который несколько веков рос стихийно и без предварительного плана. Кривые  улочки не имели привычной для нас сплошной линии фасадов, и Москва полностью оправдывала обидное прозвище «большой деревни». Но некоторые правители все же пытались направить хаотическое развитие Москвы в новое русло – с высоты сегодняшнего дня мы смело можем назвать их урбанистами.

  • 22042
Иван III Иван III
Федор Алексеевич Федор Алексеевич
Петр I Петр I
Екатерина II Екатерина II
Николай I Николай I

Великий пожар 1812 года усилил мистические настроения Александра I и многих соотечественников: «Пожар Москвы осветил мою душу, и суд Божий на ледяных полях наполнил мое сердце теплотою веры, какой я до тех пор не ощущал. Тогда я познал Бога, как его описывает Священное Писание. Искуплению Европы от погибели обязан я собственным искуплением».

Реконструкция города растянулась на эпоху царствования двух императоров – Александра и сменившего его Николая. Москвичи уже не сопротивляются «европеизации сверху», как полвека назад при Екатерине. Вероятно, появилась широкая прослойка образованных горожан, имеющих смелость рассуждать об очищающей роли огня вслед за Грибоедовым: «Пожар способствовал ей много к украшенью».

После изгнания французов была создана Комиссия о строении города Москвы. Весь город разделили на четыре участка во главе с четырьмя архитекторами. Горожанам вменялось строить новые дома строго по определенным линиям, а парадные фасады всех возводимых зданий утверждались специалистами. А.К. Толстой писал:

В мои ж года хорошим было тоном
Казарменному вкусу подражать,
И четырем или осьми колоннам
Вменялось в долг шеренгою торчать
Под неизбежным греческим фронтоном.
Во Франции такую благодать
Завел, в свой век воинственных плебеев,
Наполеон, – в России ж Аракчеев.

Камень получил возможность утвердиться в качестве главного строительного материала и одержать окончательную победу над деревом. Однако москвичи всячески экономили и в пушкинскую эпоху возводили деревянные ампирные особнячки «под камень»: грубые дощечки имитировали руст и природную шероховатость твердого материала.

Напротив Кремля выросли торговые ряды в классическом стиле, был разбит Александровский сад, мастера воздвигли Манеж, Большой и Малый театры. Николай I негласно возносит Константина Тона на должность главного архитектора империи. Мечта о помпезном храме за пределами кремлевских стен, правда, воплотится в жизнь только через поколение. Созревавший в Москве русско-византийский стиль вызывал у Герцена лишь оторопь: «Без веры и без особых обстоятельств трудно было создать что-нибудь живое; все новые церкви дышали натяжкой, лицемерием, анахронизмом, как пятиглавые судки с луковками, вместо пробок, на индо-византийский манер, которые строит Николай с Тоном».

Москва при Николае I

Москва при Николае I

 
/media/upload/images/Caravaque_catherine.jpg Екатерина II

/media/upload/images/Ivan_III_of_Russia.jpg Иван III







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter