В США использование реагентов также вызывает массу критики. Министерство транспорта страны даже создало специальный Центр экологически устойчивых транспортных средств в холодном климате. Центр предложил несколько способов сократить использование соли, которые могли бы быть полезны и в России.
Посыпать дороги солью перед снежными бурями.
Когда муниципалитет получает сообщение о грядущей снежной буре, он может заранее подготовить дороги, рассыпав на них соль. Тогда лед не пристанет к тротуарам и не будет необходимости рассыпать много соли после снегопада. Подготовка к буре за 2 часа, согласно Агентству по охране окружающей среды, поможет сократить количество соли на 41-75%. Кроме того, если разбавить соль водой, ее проще будет распространить на большей площади.
Умная техника
"Умные″ снегоочистительные машины могут помочь рассыпать соль целенаправленно. Заместитель директора Центра Сяньмин Ши разработал новые ″умные″ машины, которые не только измеряют температуру тротуаров, но и обнаруживают остатки уже разбросанной до этого соли, а также наличие льда на определенных участках.
В некоторых городах США такие машины уже работают, помогая сократить количество соли на дорогах. Таким же образом действует новое программное обеспечение, разработанное для городских служб, которое предоставляет точный прогноз погоды, помогая им использовать соль там, где это необходимо.
Комбинировать химикаты
Хлорид натрия — не единственное вещество, предотвращающее замерзание воды, хотя, конечно, это самый дешевый вариант. Например, в Новой Англии перешли на хлористый кальций в местах, где уровень натрия в местных водах слишком высок. Несмотря на то, что хлористый калий также повреждает бетон и металл, он не уничтожает растения.
Свекольный сок против гололеда.
Во многих городах, чтобы сохранить соль и песок на дороге и предотвратить сток, используют свекольный сок и огуречный рассол. Свекольный сок разлагается и наносит меньший вред окружающей среде. Однако этот способ лишь позволяет сэкономить соль. Ши также пробовал экспериментировать с другими смесями, в том числе с оставшимся от производства водки ячменем.
Тротуар, не поддающийся замерзанию или коррозии.
Возможно, в будущем ученые создадут материал, из которого можно сделать незамерзающие тротуары или даже самонагревающиеся с помощью солнечной энергии дороги, которые будут сами растапливать лед.
Однако Ши пишет, что этот вариант достаточно дорогостоящий и вряд ли будет изобретен в ближайшее время. Кроме того, вряд ли такие дороги можно будет установить в горной местности, где лед особенно опасен. Согласно Ши, такие дороги, скорее всего, в первую очередь появятся в аэропортах или на военных территориях.
Самое большое препятствие для воплощения всех этих альтернатив связано с тем, что стоят они намного дороже. Поскольку бюджет, который выделяется городам на борьбу с гололедом, сильно ограничен, все равно они предпочитают более экономную соль. Кроме того, городские власти часто не учитывают повреждение машин и вред экологии, поскольку не несут за это прямую ответственность, и тогда соль действительно кажется самым экономным и удобным способом обеспечить безопасные дороги.