Прозвище, которое агрессивно-консервативные православные дают тем из собратьев по вере, с кем они решительно несогласны по ряду вопросов внутрицерковной жизни. Консерваторы полагают, что «неообновленцы», как и «обновленцы» раннесоветских времен, хотят провести церковные реформы, чтобы «осовременить» церковную жизнь — например, сделать русский языком богослужения. И потому с ними надо всячески бороться. В 1990-е также были популярны ярлыки «криптокатолики», «протестанты восточного обряда» и проч., которые применялись без разбора ко всем, кто был не похож на «образцового православного».
Так принято называть верующих, которые уже крестились, но еще не имеют серьезного опыта церковной жизни. Н. склонны к простым решениям сложных вопросов — именно потому, что они не видят их сложности и считают, что краткий сборник изречений святых отцов содержит рецепты на все случаи жизни. Со временем это обычно проходит. Важная категория Н. — люди, которые десятилетиями стоят на пороге церкви. Их участие в церковной жизни эпизодическое и поверхностное, но другого им и не надо. Вплоть до недавнего времени именно они и составляли основную целевую аудиторию православных СМИ: им бесконечно рассказывали, какой сегодня праздник, как именно проводить наступающий пост и т.д. Сейчас, впрочем, у церковных СМИ появилось больше забот.
Мучениками с самых первых веков называли христиан, убитых за свою веру (как правило, после пыток, с помощью которых их склоняли к отречению). Их подвиг считался высшей формой святости, их немедленно начинали почитать вне зависимости от того, какую жизнь они вели прежде и даже были ли они крещены (если нет, то они прошли «крещение кровью»). Н. называют христиан, убитых или замученных большевиками. Однако, с богословской точки зрения, ситуация с Н. непроста: как правило, им никто не предлагал отречься от Христа, чтобы сохранить жизнь. Так, царскую семью в РПЦЗ признали Н. еще в 1981-м, а в РПЦ, после долгих споров, с 2000 года стали почитать как «страстотерпцев», то есть терпеливо переносящих все унижения и не оставляющих надежды на Бога. Только в 2000 году канонизировано более тысячи Н., этот процесс продолжался все нулевые, но сейчас практически остановлен, часть имен Н. даже была исключена из церковного календаря за 2013 год. Основное место почитания Н. — посвященный им храм на Бутовском полигоне, месте массовых расстрелов 1930-х годов. С другой стороны, все чаще можно услышать от церковных людей нотки ностальгии по советским временам. Как одно сочетается с другим, неясно.
Основная единица церковной жизни: сообщество людей, приходящих в храм на службу. Существует также термин «захожане» — те, кто заходит в храм по праздникам и особым поводам. П. в России редко выглядит как сплоченная и ответственная община, самостоятельно решающая многие вопросы (это скорее характерно для зарубежных П.). Вместо этого существует приходское собрание из 20–30 прихожан — своего рода учредителей П. как религиозной организации. По новому приходскому уставу, принятому в 2009-м, все теперь решает епископ, которому приход подчинен, а в его отсутствие — настоятель.
Русская православная церковь за границей образовалась после Гражданской войны, не состояла в общении с «красной» церковью и хранила православную русскую культуру, утраченную (как она считала) в самой России. Воссоединение РПЦ и РПЦЗ в 2007 году стало главнейшим триумфом церковной дипломатии. Это оказалось возможно только после того, как РПЦ канонизировала новомучеников, причем особую роль РПЦЗ всегда отводила царской семье. Часть приходов РПЦЗ этого воссоединения не признала и пополнила ряды истинно православных. В РПЦЗ состоит не так много верующих, но у них есть ясная и четкая позиция — например неприятие большевистского режима и всего, что с ним связано.
Так принято называть высший епископат во главе с патриархом. Это слово подчеркивает, что речь идет не об отдельных личностях со своими частными мнениями, а о консолидированной позиции высших иерархов. Кроме того, оно подразумевает, что это не простое начальство: оно говорит от имени церкви, которая свята и непорочна. Отдельный епископ может ошибаться, но спорить с мнением С. мало кто решится.
Так РПЦЗ называла церковную политику «красной» церкви — тех епископов и священников, кто вслед за митрополитом (будущим патриархом) Сергием Страгородским с конца 1920-х годов стал поддерживать советскую власть как минимум на словах, а то и на деле. Отношение к С. у всех разное: одни считают это разумным компромиссом, другие — позорным соглашательством. Сейчас можно услышать, что после долгих десятилетий плена вынужденный компромисс сменился стокгольмским синдромом: тягой к государственной опеке и покровительству ценой нравственных компромиссов.
Производитель-монополист предметов церковного обихода, важнейший источник пополнения бюджета РПЦ. С точки зрения бизнеса, сверхуспешное предприятие, действующее практически при полном отсутствии конкуренции и аудита. В церковной среде С. также используется для обозначения богослужебной утвари и икон среднего качества по завышенным ценам: а куда денешься?
«Основы социальной концепции РПЦ» были подготовлены под руководством тогда еще митрополита Кирилла и приняты в 2000 году архиерейским собором. Это самый проработанный, важный и глубокий официальный церковный документ в новейшей истории, оставшийся практически незамеченным (во многом потому, что был принят единогласно и не обсуждался). Сегодня многие страницы этого документа удивляют своей радикальностью, например: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении». Священноначалию в таком случае рекомендуется, в частности, «призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению».
Неясное слово из 2-го послания Павла фессалоникийцам: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». Святой Иоанн Златоуст полагал, что под У. может иметься в виду или Римская империя, или Святой Дух. В XX веке среди русских эмигрантов-евразийцев получила распространение теория, что речь идет о Третьем Риме, то есть о России, пусть даже в советском обличье. Таким образом, поддержка любой наличной в России власти — дело необходимое для предотвращения немедленного конца света. Эта теория набирает в последнее время в России популярность.
Украина
Самая проблемная часть канонической территории РПЦ (проблемы начнутся уже с этого определения, так как для многих украинцев их страна не входит в эту территорию). Ко времени распада СССР украинцы, особенно западные, составляли огромную долю в православном духовенстве. На выборах патриарха 1990 года Киевский митрополит Филарет считался самым вероятным кандидатом — но избран был не он, а митрополит Алексий. Тогда Филарет решил стать патриархом Киевским — но для этого ему пришлось объявить об отделении своей церкви от РПЦ, чего, разумеется, не признала РПЦ, а за ней и остальные поместные церкви. В результате приходы разделились между Москвой и неканоничным Киевским патриархатом.
Вскоре после этого украинская часть РПЦ получила автономию, то есть сохранила самоуправление, в то же время подчиняясь Москве. При этом часть украинских приходов мечтает о полной (но канонически правильной) независимости от Москвы, часть — напротив, о более тесном слиянии. А еще на У. есть автокефальная церковь (тоже неканоничная) и грекокатолики. В результате церковная жизнь У. выглядит еще более пестро, чем политическая, а священники и приходы могут переходить из одной юрисдикции в другую.
Доля украинских епископов на соборах РПЦ уменьшается, но она по-прежнему очень велика. Впрочем, единства между ними нет, а Киевский митрополит Владимир снял свою кандидатуру с патриарших выборов в 2009 году, что лишило их всякой интриги. Однако в любой момент картина может измениться.
Предмет самых жарких споров среди русских православных: можно ли молиться в церкви на русском языке? Никто всерьез не возражает против богослужения на других современных языках, от английского до якутского (и такие совершаются), но с русским это оказывается невозможным: эти попытки были пресечены еще в середине 1990-х (см. Неообновленчество). Сторонники русского богослужения полагают, что так простые люди, не склонные к изучению церковнославянского, смогут полноценно участвовать в богослужении. Противники видят в этом отказ от наследия предков и общеславянского единства. Аргументы не меняются, положение дел — тоже. Очевидно, что проблема понимания богослужебных текстов тысячелетней давности (и тем более их использования) не сводится к непонятным формам церковнославянского, но за лингвистическими спорами это можно и не замечать.