Атлас
Войти  

Также по теме

Как много девушек хороших

Пока в среде новой оппозиции продолжаются споры, кому давать слово, кому не давать, стоять с националистами или не стоять, кто должен стать лидером, какие вопросы сейчас стоит поднимать, восемь неизвестных девушек собрали все атрибуты идеального протестного движения и добрались до Красной площади. О том, кто они такие и почему их никто не полюбил, выяснила Екатерина Кронгауз

  • 25712
Как много  девушек хороших Как много девушек хороших
Как много  девушек хороших: Часть 2 Как много девушек хороших: Часть 2
Как много  девушек хороших: Часть 3 Как много девушек хороших: Часть 3

 

Pussy Riot

Условная музыка  

Больше всего Pussy Riot напоминают ­американское музыкальное движение начала 1990-х Riot Grrrl — и по названию (это совершенно сознательная отсылка), и по на­правленности. Движение это, как счи­тается, возникло в 1991 году в ответ на акцию лоббировавшей запреты на аборт Христианской коалиции и нача­лось с групп Bikini Kill и Brat­mobile — любительского женского панк-рока, поднимавшего темы насилия, расизма, патриархальности, однополой любви и женских прав. Что-то среднее между музыкальным направлением и акционизмом, сыгравшее важную роль в борьбе за права гомосексуалистов и право женщин на аборт. К движению постепенно присоединя­лись музыкальные женские коллективы из других городов, и потихоньку оно ­охватило почти всю Америку.
 
Сейчас самого движения как такового уже нет, а участницы его так или иначе занялись гражданской деятельностью: организацией женских музыкальных фестивалей, защитой прав женщин, борьбой за легализацию однополых браков в тех штатах, где они еще не разрешены, и против религиозной антиабортной деятельности.
Но если участников движения Riot Grrrl называют создателями музыкальной субкультуры, связанной с третьей волной феминизма, то Pussy Riot возникли в России вне всяких волн, и музыкальными их выступления можно назвать довольно условно.

Музыкальный эксперт Максим Семеляк (простите, что мужчина) никакого смысла в проведении исто­рических параллелей не видит: «Можно, конечно, при желании провести музыкальные параллели с американской группой Bikini Kill — хотя я не вижу ни малейшего смысла этого делать, поскольку, во-первых, музыка у Pussy Riot, очевидно, дело десятое, а во-вторых, сочинения самих Bikini Kill никогда не представляли особого интереса с музыкальной точки зрения — особенно с позиций 2012 года. И в этом смысле, как говорили в одном фильме, Pussy Riot лучше, потому что моложе».
Еще Pussy Riot похожи на появившееся чуть раньше украинское движение Femen (они недавно ходили голыми перед храмом Христа Спасителя с плакатами «Боже, ца­ря гони!») — те тоже девушки, тоже за фе­минизм и против режима, но только активистки Femen выступают топлес, а активистки Pussy Riot, наоборот, одеты буквально с ног до головы.

Pussy Riot 

Условный феминизм   

Несмотря на все аналогии, в феминистских кругах Pussy Riot не приняли. Их раскритиковали на одной из основных феминистских площадок — в сообществе feministki в ЖЖ. В основном критика в со­обществе сводится к репликам типа «Видно за версту, что ни х…я дела вам нет до женщин и до их проблем» или «Вы обслуживае­те мачистскую левую тусу, состоящую из молодых мужчин». Но есть и бо­лее детальный разбор: «Риторика в ду­хе «стать госпожой никогда не поздно» и «феминистский хлыст полезен для России» дискредитирует и искажает саму суть феминизма, который борется с иерар­хией и неравенством, а также с уни­жением и дискриминацией. «Убей сексиста» — это прямой призыв к насилию. Большинство людей просто не знают, что такое сексизм, и [для них это] звучит бессмысленно. Убей того, не знаю кого, — пишет авторитетный в этих кругах юзер _palka, искусствовед Надя Плунгян. — Представления о том, что феминизм — это доморощенный фемидом и фети­шизированная женская «власть», логич­но подтверждаются полной беспомощностью текста и комич­ными «политическими» целями, типа а давайте перенесем столицу в Сибирь и дадим бабам неограниченную власть просто так. Именно это отсутствие конкретной социальной основы для искусства, замещение реальной проблематики глумом характерно для группы «Война» и родственных им объединений. Между тем я уверена, что эти девушки могли бы написать что-то о соб­ственном опыте пережитого насилия и осознать, как именно он встраивается в разные другие процессы, происходя­щие в нашей стране. Но вместо этого они решили еще раз проехаться по феминиз­му и озвучить все стереотипы о нем. Жаль, женщины в «актуальном искусстве» вообще редко реша­ются на собственное высказывание. Не говорю уже об англоязычном названии и зачем-то — ни к селу — втиснутом в текст «престижном имени» Жижека. Усталость все это вызывает». 

Вообще, эксплуатация имен, названий и терминов почем зря у Pussy Riot при­нята. В разных интервью они называют порядка двадцати имен своих вдохновителей и предшественников: де Бовуар, Файерстоун, Кристева, Гросс, Батлер, Кон, Спивак, Хукс, Седжвик, Брайдотти, Жижек, Дворкин, Миллет, Вали Экспорт, Ковылина, Боряна Росса, Бенглис, Жми­евски, Сантьяго Сьерра — и примерно столь­ко же музыкальных групп: Riot Grrrl, ­Bikini Kill, Angelic Upstarts, Cjckney Rejects, 4-Skins. Так усердный студент собирает библиографию к своей курсо­вой по ­принципу помянуть-всех-кто-наследил-в-этом-поле.

  На реакцию феминисток Pussy Riot не обижаются: «Нам бы тоже хотелось расширить понятие «феминизм», потому что у нас в России несколько странное восприятие: что это такие женщины, недовольные своей жизнью и недовольные, что в рекламе улыбчивая девушка. А никакого анализа, что можно сделать, конкретных действий — этого нет». 
  
 
Как много девушек хороших

Как много девушек хороших: Часть 3







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter