Больше всего Pussy Riot напоминают американское музыкальное движение начала 1990-х Riot Grrrl — и по названию (это совершенно сознательная отсылка), и по направленности. Движение это, как считается, возникло в 1991 году в ответ на акцию лоббировавшей запреты на аборт Христианской коалиции и началось с групп Bikini Kill и Bratmobile — любительского женского панк-рока, поднимавшего темы насилия, расизма, патриархальности, однополой любви и женских прав. Что-то среднее между музыкальным направлением и акционизмом, сыгравшее важную роль в борьбе за права гомосексуалистов и право женщин на аборт. К движению постепенно присоединялись музыкальные женские коллективы из других городов, и потихоньку оно охватило почти всю Америку.
Сейчас самого движения как такового уже нет, а участницы его так или иначе занялись гражданской деятельностью: организацией женских музыкальных фестивалей, защитой прав женщин, борьбой за легализацию однополых браков в тех штатах, где они еще не разрешены, и против религиозной антиабортной деятельности.
Но если участников движения Riot Grrrl называют создателями музыкальной субкультуры, связанной с третьей волной феминизма, то Pussy Riot возникли в России вне всяких волн, и музыкальными их выступления можно назвать довольно условно.
Музыкальный эксперт Максим Семеляк (простите, что мужчина) никакого смысла в проведении исторических параллелей не видит: «Можно, конечно, при желании провести музыкальные параллели с американской группой Bikini Kill — хотя я не вижу ни малейшего смысла этого делать, поскольку, во-первых, музыка у Pussy Riot, очевидно, дело десятое, а во-вторых, сочинения самих Bikini Kill никогда не представляли особого интереса с музыкальной точки зрения — особенно с позиций 2012 года. И в этом смысле, как говорили в одном фильме, Pussy Riot лучше, потому что моложе».
Еще Pussy Riot похожи на появившееся чуть раньше украинское движение Femen (они недавно ходили голыми перед храмом Христа Спасителя с плакатами «Боже, царя гони!») — те тоже девушки, тоже за феминизм и против режима, но только активистки Femen выступают топлес, а активистки Pussy Riot, наоборот, одеты буквально с ног до головы.
Несмотря на все аналогии, в феминистских кругах Pussy Riot не приняли. Их раскритиковали на одной из основных феминистских площадок — в сообществе feministki в ЖЖ. В основном критика в сообществе сводится к репликам типа «Видно за версту, что ни х…я дела вам нет до женщин и до их проблем» или «Вы обслуживаете мачистскую левую тусу, состоящую из молодых мужчин». Но есть и более детальный разбор: «Риторика в духе «стать госпожой никогда не поздно» и «феминистский хлыст полезен для России» дискредитирует и искажает саму суть феминизма, который борется с иерархией и неравенством, а также с унижением и дискриминацией. «Убей сексиста» — это прямой призыв к насилию. Большинство людей просто не знают, что такое сексизм, и [для них это] звучит бессмысленно. Убей того, не знаю кого, — пишет авторитетный в этих кругах юзер _palka, искусствовед Надя Плунгян. — Представления о том, что феминизм — это доморощенный фемидом и фетишизированная женская «власть», логично подтверждаются полной беспомощностью текста и комичными «политическими» целями, типа а давайте перенесем столицу в Сибирь и дадим бабам неограниченную власть просто так. Именно это отсутствие конкретной социальной основы для искусства, замещение реальной проблематики глумом характерно для группы «Война» и родственных им объединений. Между тем я уверена, что эти девушки могли бы написать что-то о собственном опыте пережитого насилия и осознать, как именно он встраивается в разные другие процессы, происходящие в нашей стране. Но вместо этого они решили еще раз проехаться по феминизму и озвучить все стереотипы о нем. Жаль, женщины в «актуальном искусстве» вообще редко решаются на собственное высказывание. Не говорю уже об англоязычном названии и зачем-то — ни к селу — втиснутом в текст «престижном имени» Жижека. Усталость все это вызывает».
На реакцию феминисток Pussy Riot не обижаются: «Нам бы тоже хотелось расширить понятие «феминизм», потому что у нас в России несколько странное восприятие: что это такие женщины, недовольные своей жизнью и недовольные, что в рекламе улыбчивая девушка. А никакого анализа, что можно сделать, конкретных действий — этого нет».