Атлас
Войти  

Также по теме Анатомия чиновника

Анатомия чиновника. Вкусы

Торговцы антиквариатом и костюмами, дизайнеры, архитекторы, промоутеры и другие эксперты рассказали о вкусах и предпочтениях чиновников — своих постоянных клиентов

  • 11170
Анатомия чиновника. Вкусы Анатомия чиновника. Вкусы
Анатомия чиновника. Вкусы: Часть 2 Анатомия чиновника. Вкусы: Часть 2



вкусы чиновников

вкусы

Борис Уборевич-Боровский, 
руководитель архитектурной мастерской Ub_design:

«Я работаю с чиновниками, но не с первым эшелоном, чему рад, поскольку свои работы мне интересно публиковать, что в этом случае было бы невозможно. Чи­новник — особый тип клиента, непростой. Он всегда более зажат, нежели бизнесмен. Кабинетный человек, он нерешителен, часто сомневается, будет сто раз все проверять и обдумывать, с трудом воспринимает новое. Но денег зачастую у него больше — и тратит он их легче. Во вкусах чиновники консервативны, любят ­поспокойнее, поклассичнее и по­богаче. Ар-деко — самый прогрессивный вариант.

Кстати, архитектору не всегда рассказывают, кто его клиент. Я однажды был в полной уверенности, что работаю с бизнесменом, и лишь в финале узнал, что это был чиновник».




вкусы

Варвара Зеленецкая, 
«Мастерская интерьеров Варвары Зеленецкой»:

«Общение с этими людьми всегда бескомпромиссное. Схема одна — клиент всегда прав. Конечно, сейчас уже не 1990-е, многие поездили по Европе, некоторые в каких-то аспектах разбираются не хуже тебя. Но часто покупают все бездумно: не подойдет — уберем в подвал. Иногда нам приходилось по нескольку раз покупать свет или мебель в дом. 

 Большой вес и влияние на процесс имеет жена чиновника, которая, как правило, не работает

У бизнесмена и чиновника принципиально различается отношение к тебе как к профессионалу: бизнесмен понимает, что нанял специалиста, и прислушивается к его мнению, а для чиновника ты просто исполнитель. Заказчик с легкостью может забывать о назначенной встрече, и выясняется это, когда ты уже провел час за городом у запертого дома. Это здесь в порядке вещей. Большой вес и влияние на процесс имеет жена чиновника, которая, как правило, не работает. Такой тип авторитарной генеральши. На моей практике были даже случаи активного вмешательства нянь в нашу работу — мы сначала не воспринимали их пожелания всерьез, но потом они настойчиво транслировались через хозяйку. Как правило, такие заказчики действительно хорошо платят, но ты должен быть готов к подобному отношению. Мне проще работать с людьми бизнеса, они сами трудяги и ценят твой труд. А с чиновниками я сейчас не соглашаюсь работать».



вкусы

Елена Первакова, 
гендиректор компании Soho Estate:

«Наша компания долгое время занималась поселком, который чиновники строили именно под себя, и хорошо изучила их вкусы. Участники проекта сначала про­бовали найти какой-нибудь уже готовый вариант, но в итоге пришли к выводу, что проще купить землю и строить закрытый поселок. Стилистика коттеджей — русская усадьба, классический стиль. Участки порядка 20–30 соток (до 50), дома — 400–500 м².

Молодые бизнесмены, топ-менеджеры, владельцы среднего бизнеса предпочитают другой стиль, современный, — как в поселке Клуб 20’71 архитектора Сергея Скуратова. У молодых чиновников в последнее время во внутренней отделке коттеджей стал популярным стиль ар-деко.

Чиновники тяготеют к небольшим, камерным местам. Они часто покупают недвижимость в старых дачных поселках, потому что когда-то там снимали дачу и привыкли. Это, например, Успенские Дачи, Переделкино, Горки-6, Архангельское. Бюджеты у чиновников обычно до 3 миллионов долларов. 
 Чиновники любят заборы

Чиновники любят заборы. Исключение — люди, у которых есть недвижимость за рубежом, они уже посмотрели, как бывает, и у себя от шестиметровых заборов хотели бы отказаться.

Раньше все хотели большие дома, а теперь мало кому нужен дом размером в тысячу квадратных метров. То же самое с площадью участков: сейчас редко встречается покупатель, желающий купить гектар. Покупают 25 соток, максимум 50.

Не могу сказать, что чиновники капризнее, чем другие клиенты. Но они ждут, что продавец к ним отнесется с пиететом, это да. И обычно внимательно проверяют, в каком окружении они оказываются. Часто собственники поселков сами пробивают потенциального покупателя через службы безопасности и выясняют, что это за человек. И не всегда приветствуется, например, если он из шоу-бизнеса».



вкусы

Продавец бутика Lancel:

«Lancel — это дорогие женские сумки (в среднем 15 000–30 000 р. — БГ). Напротив нас располагается прокуратура, так что оттуда много клиентуры. Женщины там работают странные: с ног до головы одеты в Chanel, но все равно всегда вы­прашивают скидку. Скидку мы не даем — они и так все скупают на ура». 
 


вкусы

Продавец магазина-ателье Costume Code:

«К нам ходит один сотрудник госбанка, заказывает исключительно голубые сорочки. Говорит, что белые только руководство носит, а ему пока не положено. В целом чиновники в плане одежды очень застенчивые. Их сразу отличишь: спокойные синие или темно-синие костюмы, главное — не мода, а комфорт, ­костюмы чаще всего заказывают на размер больше.

Стиль чиновников — простой, подчас скучный. Вот адвокаты, например, могут позволить себе одеваться более фривольно, а у госаппарата все сероватое. Темные галстуки средней ширины, аккуратная черная обувь».



вкусы

Продавец бутика Pal Zileri:

«Чиновники в основном покупают костю­мы темные, неброские и ни в коем случае не с модным кроем (например приталенные). Обращают внимание на темно-синие тона, черные и серые. Говорят, что им нельзя выглядеть лучше своего начальника или же что на работе не поймут. Они хотят выглядеть достойно и дорого, так и выражаются — «просто и дорого». Чиновники рангом пониже обычно или вовсе не умеют носить классику, или стараются быть в одежде похожими на своих руководителей: к примеру, если руководитель не носит сиреневый галстук, то он тоже никогда такой не наденет на работу. Модники тоже встречаются: если даже у них костюм не в полоску или не в клетку, а такой, как у обычного клерка, то крой костюма может быть приталенным, с заниженной талией и укороченным пиджаком. И непременно с платочком в боковом кармане.

В последнее время почти перестали по­купать розовые сорочки. Они были в тренде, но сейчас многие бутики даже не закупают этот цвет».



вкусы

Сотрудник бутика Pal Zileri:

«У чиновников мода одна — выглядеть как наш президент. Бордовые, темно-синие галстуки, сорочки с классическим воротником, костюмы не очень приталенные и с фиксированным плечом (в среднем 60 000 р. за первую линию и 30 000 р. за вторую. — БГ). Но многие восхищаются тем, как одеваются чиновники в Европе, к примеру, Берлускони».



вкусы

Евгений Куликов, 
владелец магазина ­Original Shoes:

«Наш магазин находится прямо напротив Кремля, на Знаменке, так что к нам часто заглядывают депутаты и чиновники — но непременно именно за классической обувью, хотя мы торгуем самой разной. Причем мы даже старались менять экспозицию, прятать их, но свои оксфорды и дерби они находят безошибочно.

Сразу вспоминаешь Форда: «Автомобиль может быть любого цвета, если он черный». Все смелые модели (а смелым им кажется все — броги, лоферы, монки, топ-сайдеры, вообще все цветное) автоматически игнорируются. Лидер по продажам в этом сегменте — черные туфли Churchill марки Loake (10 800 р. — БГ). Забавно, что даже самые официальные лаковые оксфорды воспринимаются в этой среде как нечто слишком нарядное, даже для свадьбы.

Более высокие и независимые по рангу люди кроме Loake выбирают Harris, но все равно стараются не рисковать. Vittorio Spernanzoni — выбор тех чиновников, которые привыкли тратить много денег на обувь. Хотя это редкость. Они скорее купят дорогие часы, или костюм, или несуразный галстук, чем бросят до­нашивать старую пару ботинок. Как и качественная стрижка, классные бо­тинки — признак столичного бюрокра­та среднего или высокого ранга с хорошим доходом.

Сейчас легко отличить столичного и ре­гионального чиновника. Раньше они все сливались в серую массу в плохо сидящих костюмах, а сейчас московские зачастую выглядят как обычные бизнесмены или даже креативный класс. Тогда как регионалы остались серыми и пыльными, даже при дорогих костюмах и часах.

Московский чиновник может прийти на работу в брюках и джемпере, а в кабинете переодеться в костюм, только если ему предстоит какое-то официальное мероприятие. Есть и те, кого издалека легко спутать с иностранцем, каким-нибудь итальянцем или англичанином: настолько безупречно на них сидят костюмы. Но это скорее тренд, пока не ставший правилом. Примеры «продвинутого» стиля среди чиновников — депутаты Гудков-младший и Чижов, глава НП «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис (это он приходит в офис в обычной одежде и потом переодевается, если нужно), господин Капков и его ведомство. 
«Чиновники скорее купят дорогие часы или несуразный галстук, чем бросят донашивать старую пару ботинок» 

Типичный региональный чиновник: костюм (всегда больше на размер), галстук (странной формы), черные ботинки (часто с квадратными носами) и часы. Разница между рангами проявляется в затратах. Чем выше ранг — тем дороже часы и костюм, ярче галстук, ботинки менее практичны. Вместе с рангом растет и автомобиль. Вершина желаний — Lexus LX 470. Но общий знаменатель неизменен: все плохо сидит, как будто с чужого плеча, и глубоко провинциально. Самая дорогая вещь всегда носится напоказ.

Наши регионалы берут пример с американских чиновников, которые всегда в костюмах, хоть и не при галстуках, а москвичи взяли курс на европейских бюрократов в джемперах поверх рубашек, в мягких пиджаках и джинсах. Обнаружить в этих людях чиновников можно лишь при обмене визитками.

Процесс эволюции регионального чиновника в москвича занимает годы. Это замечательно видно при посещении Госдумы: прижившиеся, прошедшие уже несколько созывов депутаты стараются выглядеть максимально спокойно, если не сказать демократично, а новички блестят и начищены, как самовары.

Был случай, когда к нам в магазин в мыле влетел помощник депутата Гос­думы в поисках рубашки. Мы одеждой не торгуем, поэтому ничего, кроме задушевного разговора, предложить ему не могли. Оказалось, что его шеф — глава думского комитета — на заседании, объявляя коллегу, неправильно произнес его имя. Я уже не помню, что это было за имя, — что-то сложное кавказское. Так вот, по негласному этическому кодексу облажавшийся должен был срочно загладить вину подарком — рубашкой. Тот ­сразу позвонил помощнику, и скоро весь его депутатский аппарат рыскал по городу в поисках достойной компен­сации».



вкусы

Промоутер, 
занимающийся корпоративными праздниками:

«Мы работаем с депутатами и руководителями московских муниципальных учреждений. Очень часто сталкиваемся с тем, что руководителем оказывается отставной военный, причем со сферой деятельности это вообще не связано. Эти люди — из параллельного мира, карьеру делали в другом месте, и на «креативные индустрии» и «культурную политику» им абсолютно наплевать. Главная задача — не высовываться.

Когда в такой конторе устраивают праздник, его главной аудиторией как раз и становится начальство самого разного калибра — от прямого начальника до самого главного (мэр и его команда). Как правило, курирует его личный помощник руководителя. Берутся они за такую ра­боту с огромным энтузиазмом, и лучше никому не попадаться на их пути — замучают инструкциями, советами, участием. Люди эти крайне амбициозные, но в то же время трусливые. Они ужасно боятся сделать что-то, что не понравится их боссу, а представления о том, что допустимо, а что нет, у них довольно специфическое. Именно эта бешеная самоцензура приводит ко всяким крайне непристойным, с точки зрения обычного человека, вещам — выступлениям детей в странных костюмах (дети — это хорошо, невинно), певичкам кабацкого вида в длинных платьях и песцовых шкурах (романсы — это хорошо), выступлениям друзей чиновников (пузатые мужчины в костюмах — это до­стойно и престижно). Но главное — отловить возможный намек на несостоятельность руководства или еще на что-нибудь такое. Чиновничья паранойя очень заразна — в итоге сам начинаешь думать, нет ли где-нибудь оскорбительного подтекста.

Сами чиновники не участвуют в организации. Они утверждают сценарий, но особо не вникают. И как показывает практика, руководители отличаются большей смелостью, чем их подчиненные, и любят повеселиться. Впрочем, они так ведут себя на публике, что говорят потом своим подчиненным — неизвестно. 
 Чиновники очень любят поесть и выпить; если помещение тесное, то могут и локтями поработать, чтобы пробраться к осетрине и бутербродам с икрой

Существует некий стандарт — что можно публично слушать или смотреть чи­новникам. Никакой вольности тут быть не должно, поэтому приглашаются только заслуженные артисты и музыкальные коллективы, а также детские ансамбли. Иногда помощник, желая угодить своему боссу, приглашает выступить его любимца. Гонорар такого исполнителя может составить весь бюджет праздника. В итоге бывают случаи, когда приезжает звезда, а вокруг — совок: ни декораций, ни звука нормального. И публика — как на архивных пленках заседаний ЦК.

А вот еда — это единственное поле свободы и креатива на чиновничьем торжестве. К еде ведь никаких претензий быть не может, кроме свежести и вкусности. Поэтому чиновничьи банкеты — это и есть настоящий праздник. Побывать на таком банкете — все равно что слетать на ма­шине времени. Тут все как в сталинских кулинарных книгах: фаршированные осетры, скумбрии, оливье, винегреты, соленья, кулебяки и прочие винтажные гастрономические радости. Чиновники — люди простые и конкретные, дорогих напитков вы здесь не увидите. Главный алкоголь вечера — водка. Вино — очень незамысловатое. Чиновники очень любят поесть и выпить; если помещение тесное, то могут и локтями поработать, чтобы пробраться к осетрине и бутербродам с икрой. Формат общения на банкете — тосты; иногда гимн Москвы — хором. Светские беседы, которые доводилось слышать на таких мероприятиях, крутятся вокруг других банкетов, которые уже состоялись на неделе или предстоят. Обсуждаются разносолы и угощения, планируются места в залах. В общем, обычная такая гоголевщина.

Мероприятия чиновников носят домашний характер, как будто бы все пришли в гости к директору, отчего сотрудники становятся его семьей, которая немного скована в присутствии главы. Но есть и приятный момент: по неписаному правилу глава всегда отчаливает с праздника раньше всех и дает сотрудникам покуражиться «без родителей».



вкусы

Василий Зоркий, 
креативный директор Центра фестивальных, культурно-зрелищных и культурно-досуговых программ при Департаменте образования Москвы:

«Организацией мероприятий я с переменным успехом занимаюсь вот уже лет шесть. Сейчас моя должность называется креативный директор, и впервые в своей жизни я работаю в государственной организации, придумывая разные городские мероприятия. До этого я встречался с чиновниками нечасто и определенного мнения об их вкусах и предпочтениях не имел. Теперь я вижусь с ними ежедневно — и надо сказать, представлял себе их совершенно иначе.

Во-первых, это совершенно нормальные люди. Люди, которые много путешествуют, много знают, бывали в тех же странах, что и я, и хотя бы краем уха слышали обо всем, о чем стоило бы слышать. Да, они разговаривают на своем языке, но к этому легко привыкнуть.

Во-вторых, за все это время я ни разу не услышал твердого «нет». Никто не отказал мне в приглашении тех артистов, ко­торые мне нравились и казались уместными на празднике. В наших концертах участвовали и Алина Орлова, и Женя Любич, и «оппозиционная» Татьяна Лазарева, и валторнист Аркадий Шилклопер. В общем, нам удавалось делать то, за что еще ни разу не было стыдно, и в этом смысле работа с государством — это опыт положительный и приятный. Я нигде и никогда не встречал списка запрещенных, нежелательных и неформатных артистов.

Если попробовать описать вкус среднестатистического чиновника, то получится довольно эклектичная картина: немного Валерия Меладзе, немного патриотических песен, немного русского народного и что-нибудь условно молодежное — в рамках общего курса на модернизацию постоянно всплывает что-нибудь хип-хоповое, диджейское и немного самбы-де-жанейро. Важно, чтобы имя артиста мелькало в телевизоре.

При этом я много раз видел, как плачут работники госсектора на концертах Нино Катамадзе, как им ужасно нравится ВИА «Татьяна», «Пелагея» или «Чайф». Почему этих артистов обычно нет на государственных праздниках? Да потому что организаторы мероприятий их никому не предлагают. Агентства с радостью впаривают то, от чего их самих чаще всего тошнит, — один и тот же стандартный набор, кочующий с одного мероприятия на другое. А государство выбирает репертуар, как умеет и как привыкло. При этом к дверям департаментов не стоит очередь из креативного класса. А не стоит она, потому что всем кажется, что государство не платит денег и ловить там нечего. Но это не так. Государство уже готово платить вполне адекватные, фактически рыночные гонорары и тратить на организацию мероприятий то количество денег, за которое можно сделать и хорошо, и красиво. Опыт парка Горького и «Музеона» — довольно показательный».
 
Анатомия чиновника. Вкусы







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter