Людмила Петрановская психолог |
«Когда дети хотят очень много подарков и ненасытны в своем желании, причина одна — то, что называется дефицитарной моделью мира. Это представление о мире как о таком месте, где на всех всего не хватит, и ребенок должен как-то подсуетиться. Когда ребенок благополучный, у него модель мира не дефицитарная, у него есть представление о том, что мама и папа позаботятся о нем, и можно ни о чем не думать. У таких детей есть много куда более интересных вещей, чем потребление, и они как-то не очень на эту тему заморачиваются: ну, подарили — подарили, не подарили или подарили что-то другое — тоже нестрашно.
Дефицитарная модель мира бывает по двум причинам: первая — сложности в отношениях ребенка с родителями, когда он по каким-то причинам недостаточно им доверяет, нет полной привязанности, может, это конфликты, может, слишком жесткие родители или они заняты чем-то другим. В общем, у ребенка нет ощущения, что родители позаботятся о нем как нужно. Вторая причина — сами родители дефицитарны, тревожны, они волнуются, что не справятся, не смогут все купить, заработать, накормить детей и т.п. Понятно, что в ситуациях финансового кризиса такие настроения могут усиливаться, какие-то разговоры дети слышат, заражаются тревогой родителей, и дефицитарная модель мира обостряется. Когда ребенок глубоко уверен, что у него все хорошо, у него нет особой фиксации. Все его «хочется» мимолетны.
Что касается Деда Мороза и подарков, то эту игру придумали взрослые. Назвался груздем — что ж теперь не лезть в кузов. Можно не поддерживать ее, если не получается, это же такая общественная игра. Гораздо сложнее, когда дети просят у Деда Мороза папу или чтобы бабушка выздоровела… Это гораздо более трагическая история, чем айпод. И тут тоже надо что-то придумывать, как-то выкручиваться. Но раз уж мы выбрали такую легенду, нужно либо с ней расставаться, либо как-то в ее рамках отвечать. На нас ответственность, как этой игрой управлять».