Зоя
Владелица агентства по подбору домашнего персонала, в прошлом — домработница
Стаж: 18 лет
Место рождения: Украина
Основные клиенты: состоятельные предприниматели, чиновники
«Я на себе ни разу не испытала того, что вижу сейчас со своими домработницами в агентстве, — мне не приходилось иметь дело ни с жестокостью, ни с необъяснимой дурью. А сейчас мои соискательницы часто на это жалуются.
Вообще, плохих собственников можно разделить на три большие категории. Первым свойственно неадекватно дотошное отношение к персоналу, желание все контролировать. Они и расписание работнице составят, последовательность действий ей пропишут — справа налево, по часовой стрелке, узнают, чем и когда она питается, а могут еще и пообедать ее с собой посадить. Это тотальный контроль, но под масочкой заботы — они же приезжие, худенькие, им кушать нечего. Но при этом шаг в сторону приравнивается к побегу.
Недавно, например, собственница позвонила и сказала: «Вы знаете, я, наверное, не оставлю эту кандидатку. Она очень худенькая, а у меня сегодня было нечего дома покушать — я ей заказала доставку из «Макдоналдса», а она не стала это есть. Наверное, я ее уволю». Боже мой! Ну не перебор ли это? Какое-то крепостничество наизнанку! Мы не против заботы, мы чтим Трудовой кодекс, согласны, что нужно соблюдать сорокачасовую рабочую неделю и так далее. Но зачем лезть работнице в голову и в желудок? Оставь ее в покое, и она сама организует себе питание. Мы все-таки свободные люди.
Кстати, такой подход чаще всего свойственен интеллигенции в двадцать пятом поколении и творческим людям — но только тем, кто постарше. Молодые, те, кто уже потусил по миру, гораздо более адекватно относятся к персоналу. Видимо, уважая в себе свободного человека, они и в других его видят — для них это органично.
Вторая категория — те люди, которые, наоборот, вообще не думают о персонале. Домработница для них — это некая сущность, которую впустили в дом и сразу забыли про нее: полный пофигизм и равнодушие к тому, что у работницы тоже могут быть потребности. Это и 16-часовой рабочий день, и нарушение сроков выдачи зарплаты. К этой категории чаще всего относятся высокопоставленные политики и крупные предприниматели.
«Если в доме появилась новая жена — готовься на выход»
Ну а третий вариант — это всякое категорическое быдло и прочие патологии. Моя личная неприязнь — это стопятые молоденькие жены. И неприятно даже не то, как пренебрежительно они ведут себя с персоналом, а то, что, придя на новое место, они стремятся разрушить все, что было до них. К примеру, был какой-то устаканившийся набор персонала, который специально долго затачивали под собственника. И вот новоявленный член семьи первые дни и недели видит преданность работников и хочет, чтобы эти чувства распространялись и на него. Но по понятным причинам этого сразу не происходит — тогда она предпочитает сломать старые устои и создать новые с нуля. Люди вылетают с работы пачками! Если персонал говорит, что в доме появилась новая жена, — готовься на выход. И еще ни разу мы в такой ситуации не ошиблись с этим прогнозом.
А вот любимая категория — это одинокие мужчины, топ-менеджеры или хозяева небольших бизнесов. Они, во-первых, увлечены своим делом и заняты — им некогда по мелочовке контролировать персонал. А во-вторых, они очень благодарные. Если видят хороший уход за собой — вкусную еду, чистые костюмы и глаженые рубашки, — они очень благодарны, что сказывается и на словах, и на оплате. За такими собственниками мы стоим в очереди».