Как было
Школы одного типа подразделялись на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями о соответствующих типах и видах. Они, в свою очередь, устанавливаются учредителем (то есть муниципалитетом или субъектом) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей). В Москве, к примеру, это привело к созданию самых разных вариаций на тему: от лицеев до центров образования и «школ здоровья».
Как станет
В статье 23 «Типы образовательных организаций» изначально значилось только четыре типа: дошкольная, общеобразовательная, профессиональная образовательная, образовательная организация высшего образования. Коллективы гимназий и лицеев обвиняют чиновников в попытке создания бездумной уравниловки, которая нанесет вред сложившейся системе особых школ и грозит вытеснением «лицейского» уровня образования в частную сферу. В сопроводительной справке Минобрнауки реформы объясняются «необходимостью убрать избыточное дробление образовательных организаций, которое создавало необоснованные административные барьеры, а также трудности при лицензировании и госаккредитации». Уже работающие лицеи, гимназии продолжат свою работу, уверяют чиновники и смогут использовать в наименовании «специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности».
Уже ко второму чтению были внесены дополнения и разъяснения. В пункте 6 говорится, что «в наименовании могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции). Тем самым появился хоть какой-то намек на многообразие.
Комментарий Артемия Рожкова:
«Многократно поднимается тема исключения из законопроекта упоминания о лицеях и гимназиях, отсутствие регулирования их особого статуса. Данный вопрос является важным, однако включение норм о лицеях и гимназиях в законопроект не требуется. Ключевым отличием статуса лицеев и гимназий от иных общеобразовательных учреждений было не само по себе наименование, а особые условия финансирования — с данным статусом были связаны повышенные нормативы финансирования. В связи с совершенствованием механизма финансирования учреждений и с переходом на финансирование по результатам работы посредством финансового обеспечения выполнения госзадания никакого юридического смысла в особенном статусе лицеев и гимназии не стало».
Объем финансирования определяется для автономных и бюджетных учреждений в зависимости от установленного им задания, и в этом смысле для учреждения важно не то, признано ли оно лицеем или гимназией, а то, включены ли ему в задание такие услуги, как реализация общеобразовательных программ повышенного уровня (и финансируемых по повышенным нормативам). В настоящий момент не имеет значения вид учреждения, имеет значение госзадание, выданное ему. В этой связи особое законодательное регулирование лицеев и гимназий излишне. Это не означает, что программы повышенного уровня более не будут реализоваться, это означает лишь то, что в условиях действующих финансовых механизмов значим не статус учреждения, а состав и объем государственного (муниципального) задания.