Атлас
Войти  

Также по теме

Ликбез. Media studies

Для тех, кто хочет больше узнать о какой-либо дисциплине, но не знает, с чего начать, БГ публикует советы университетских преподавателей. В первом выпуске — подборка книг по медиакультуре от профессора Высшей школы экономики

  • 15374
Для новичков Для новичков
Для продвинутых Для продвинутых
Ян Левченко
Ян Левченко

PhD (Тартуский университет), профессор отделения культурологии Высшей школы экономики, автор книги «Другая наука. Русские формалисты в поисках биографии» и множества статей о литературе, кино и других визуальных искусствах




Фридрих Киттлер «Оптические медиа»

Для media studies автор этой книжки — системообразующая фигура. Киттлер безвременно ушел в прошлом году, нарушив традицию немецкой профессуры жить как минимум до девятого десятка. Возможно, русский читатель еще получит перевод его классической книжки 1986 года «Граммофон, фильм, пишущая машинка», а пока в доступе только берлинские лекции 1999 года — риторичные, блистательные, насыщенные, непредсказуемые. Здесь он рассказывает о технологической и естественнонаучной основе визуальных медиа, о связи Ньютона с праздничной иллюминацией, Фарадея — с дискотекой, Кольта — с кинематографом.






Иеремия Иоффе «Избранное: 1920–30-е годы»

Прочно забытый к концу XX века музыковед и теоретик культуры Иеремия Иоффе сделался в минувшем десятилетии одним из главных советских предшественников media studies. В 1927 году Иоффе придумал неомарксистскую теорию, в которой немое кино должно было преодолеть антропоцентризм традиционных искусств. Через 10 лет он переписал ее, провозгласив человека ключевой проблемой нового медиа — звукового кино. Глядя на 1937 год первого издания, сначала думаешь, что автора будто пронесло мимо страшного времени, но потом понимаешь, что в этом и был главный вызов — возвысить человека в эпоху его бесконечного унижения.






Юрий Цивьян «Историческая рецепция кино.
Кинематограф в России. 1896–1931»

В библиографии по раннему русскому кинематографу нет работ, одновременно сопоставимых по охвату, проницательности наблюдений и точности языка. Все, что мы знаем о специфике раннего фильма как объекта восприятия, мы знаем от Юрия Гавриловича Цивьяна, вскоре после выхода книги ставшего американским профессором. Прошло двадцать лет, а все равно мало кто так пишет о визуальности по-русски.





Антон Долин «Герман»

Обычно книги, скомпилированные из интервью, являются откровенной халтурой. Что бы ни говорили их составители о том, что главный герой говорит «сам за себя» и все такое, это самый дешевый путь. Но тут случай особый. Герман-старший, как его теперь условно называют (раньше старшим был его отец — знаменитый писатель), рассказывает здесь свою жизнь, опережая или, напротив, подгоняя потенциальных авторов серии ЖЗЛ. Набор канонизированных баек, выдаваемых за путь в искусстве в контексте истории страны, был бы в лучшем случае утомительным, если бы Герман не комментировал свои картины с несвойственной художнику проницательностью.





Аркадий Ипполитов «Особенно Ломбардия.
Образы Италии XXI»

Иногда кажется, что Аркадий Викторович — лучший художественный критик, когда-либо писавший на русском языке. В память «Образов Италии» Муратова столетней давности хранитель итальянской коллекции Эрмитажа рассказывает здесь свои густые сны о главной стране русского культурного подсознания — в основном об искусстве, но частенько и об отдыхе, кулинарии, одежде. Это, упаси бог, не путеводитель, не путевые заметки, не искусствоведческий комментарий. Это что-то особенное.

 
/media/upload/images/education/2012/october/26okt/05.png Для новичков







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter