Атлас
Войти  

Также по теме

Как заработать на исторических аферах и бразильских барабанах

БГ поговорил с авторами образовательных проектов, которые разнообразили уличную культуру Москвы афро-бразильскими карнавальными ритмами и театрализованными историческими лекциями.

  • 9714
Александр Глазов, школа бразильской перкуссии Александр Глазов, школа бразильской перкуссии
Анна Эспарса, интерактивные исторические лекции Анна Эспарса, интерактивные исторические лекции
Анна Эспарса

Анна Эспарса

историк

Анна Эспарса, автор цикла интерактивных исторических лекций в московских музеях   — об интересе бизнес-элиты к революции, аферах с рожью и о том, как заручиться поддержкой московского правительства

Все началось с «Войны и мира»

Команда наша состоит из трех человек — мы все выпускники МГУ. Я и Николай Могилевский закончили исторический факультет, а Тарас Вархотов — доцент философского факультета. Началось все с университета — на пятом курсе я предложила нашему декану, академику Сергею Павловичу Карпову организовать на факультете PR-отдел: расширить школу юного историка, возродить традицию академического лектория и приглашать людей из разных отраслей современной жизни, которые стали по-настоящему историческими фигурами. Потом мы стали организовывать круглые столы, конференции, а в 2012 году, который был объявлен годом российской истории, нам нужно было придумать какую-нибудь интересную, яркую программу к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Хотелось сделать что-то особенное, чтобы привлечь, в том числе, школьников. Тогда родилась идея сделать интерактивные исторические спектакли, в которых мы одновременно актеры, лекторы и драматурги. Получилась наша первая программа — «Война и мир. 1812», которую мы показали в апреле 2012 года.

Мы рассказывали, почему именно в 1812 году Наполеон решает реализовать свою юношескую мечту пройти на Восток до Индии, про то, что происходило на фронте и как это транслировалось, и как это переживало русское общество, которое до этого говорило только на французском и уже забыло русский язык, как, например, поэт и переводчик Крылов становится острым политическим сатириком, как образ Наполеона, из героя Аркольского моста превращается в карикатурный образ. Мы соединили эти эпизоды в драматургическое произведение, получилось доступно и увлекательно и для тех, кто в первый раз слышит об этих событиях, и для тех, кто знает историю. Площадку для выступлений нам предоставили Ольга Свиблова и Мультимедиа арт-музей. Все волновались — три спектакля по полтора часа подряд, и все с видео, иллюстрациями, музыкой, в реконструированных костюмах XIX века. Маленькая женская трудность: я была в корсете, который затягивался до 53 сантиметров, просто важно, чтобы, когда подходят дети и разглядывают костюмы, они видели не фальшивку и не ряженых, а понимали, что за каждым моментом на сцене — история.

Все три раза у нас был полный зал, и нам предложили сделать еще спектакль. В мае мы показали спектакль «Наполеон и Александр» про двух императоров. Потом мы сделали программу к 865-летию Москвы. После этого опыта мы поняли, что становимся неким серьезным проектом, в который мы уже хотим вкладывать больше сил и заниматься им постоянно, возможно, даже стать коммерческим стартапом.

Корпоративы и интерес к революции

Мы делаем мероприятия для частных лиц и компаний. Например, для очень крупной российской финансовой корпорации мы делали проект о предпринимательской элите конца XIX-начала XX века.

Богатые люди, так называемые представители бизнес-элиты, стали очень интересоваться своими корнями и историей России. Им интересно, почему произошла революция 1917 года, почему свергли династию Романовых, которая 300 лет правила, выстроила гигантскую империю, огромное количество дворцов, несравнимых по роскошеству и красоте с европейскими аналогами, на которую работала вся страна, причем не потому, что у них был царь в рамочке, а потому что царь у них был в голове. Что произошло с этими головами? Почему сначала всем миром умирали на стройке храма Христа Спасителя, а меньше чем столетие спустя внуки этих людей его взрывали, разбирали на кирпичи и совершенно богохульно вскрывали мощи, на которые бабушки, прабабушки молились. Почему появился Владимир Ильич? Почему история семьи Романовых закончилась так? В Александровском дворце Царского Села бывшие владельцы половины света сидели и не могли уехать, потому что ждали, пока Керенский, просто Керенский, даст указание – куда и как их везти.

Заказчикам мы сразу говорим, что мы работаем с очень четкой исторической основой, мы не переписываем историю, не делаем из наших богатых людей царей, монархов, олигархов и так далее. В это мы не играем. К счастью, люди, с которыми мы работаем, думающие и понимающие, они ценят нас именно как выпускников исторического факультета.

Исторические параллели

Мы делали спектакль про Савву Морозова и собирали в архивах заголовки прессы после его смерти в Каннах (до сих пор точно не известно,  было ли это самоубийство или убийство). Заголовки были такими же, как после смерти Бориса Березовского. Один в один — про гибель самого таинственного и богатого русского. Когда готовили материалы по банкротству Саввы Мамонтова, все обсуждали дело Сергея Полонского — где находится, обанкротил ли он сам себя, где его миллионы и так далее. По сути то же самое привело Савву Мамонтова в Таганскую тюрьму. Или афера Гурко-Лидваля, когда товарищ министра Гурко, ведомый своей помощницей и возлюбленной Диной Духовской, заключил с Лидвалем контракт на приобретение ржи на 10 миллионов, а потом у Дины Духовской появился особняк в Москве о тринадцати комнатах. Не кажется ли, что это очень похоже на дело “Оборонсервиса”, историю Сердюкова и Васильевой?

Примеров много. Мы в спектаклях хотим показать, что история — это не что-то произошедшее давным-давно. Нет, это то, что происходит сейчас. Люди не меняются. Интерес к истории легко увидеть — люди тянутся к историческому знанию. Только нужно правильно изучать историю и быть профессиональными историками, а не заниматься бесконечной фальсификацией и придумками на волне интереса. Когда мы идем к доктору, нам интересно, закончил ли он университет, есть ли у него образование соответствующее, мы беспокоимся о том, не шарлатан ли этот доктор. Но почему-то когда мы читаем книгу якобы историка, мы не проверяем, есть ли у него историческое образование, кто он такой. Зачастую, если пройтись по популярным авторам, которые пишут якобы об истории, это люди, не имеющие к профессиональному историческому сообществу никакого отношения. Они могут быть родственниками историков, просто любителями истории, в конце концов, им может прийти божественное озарение — и такие есть.

Про скептиков

Мое желание было доказать всем, кто говорил мне «ну а что, ты после исторического факультета пойдешь работать в архив? Ты пойдешь работать в библиотеку? Ты будешь социально не адаптирована и абсолютно материально зависима», что они не правы. Когда есть силы, желание и знания, все можешь — только нужно понять, как это реализовать, чтобы стало интересно не только тебе. Сложилось все воедино — желание быть социально успешной, заниматься любимым делом и общаться с людьми.

Взаимодействие с властью

Мы делаем мероприятия для города: выступали в Царицыно на День семьи, любви и верности, ставили спектакль в Музее Москвы на День города. Правительство Москвы нас поддерживает. Знакомые часто задают один и тот же вопрос, подмигивая: «Ну ты скажи, как это делается-то? Открой секрет, мы ж понимаем...». Таким вкрадчивым голосом тебе намекают, что все понимают, и чего ломаться-то. Но все намного скучнее: мы продумывали и писали заявку с уже готовым сценарием и просчитанной сметой, оформляли официальные письма, и, собственно, предлагали то, что мы можем. Звучит очень банально, но сначала нужно разработать проект с точки зрения того, кто к вам придет, кому это будет интересно, кого это заинтересует. Почему именно вы имеете право его реализовать и чем этот проект отличается от всех других, которые предлагаются в департамент культуры. Потом связывались с пресс-службой, нам давали адреса нужных людей и мы писали им письма. Например, по всем музейным проектам в Москве мы связывались с Антоном Горяновым. С ним по телефону разговаривали, иногда часами, обсуждали детали, что-то дописывали, переформатировали, потом встречались с директорами музеев. То есть это сложная работа, которой надо заниматься ежедневно.

Патриотизм

Я не вижу ничего плохого в воспитании патриотизма у молодежи. У меня у самой было много возможностей уехать за рубеж. Но каждый раз я решала остаться. Я в прямом смысле болею без Москвы, без России. Я понимаю, что то, что я говорю, будет искаженно читаться, потому что слова «патриот», «я люблю Россию» и «хочу сделать что-то во благо моей страны» каким-то уже цинизмом поросли. Меня это ужасно раздражает. Более того, стало сложно высказывать свое мнение, если замечаешь что-то хорошее. Мои друзья в Фейсбуке и знакомые как-то ожесточены, все постоянно  ищут источник абсолютного зла и показывают в определенном направлении. Я против этого. Да, трудно. А я и не знаю, где не трудно.

 
/media/upload/files/739903_489555024424380_823234676_o.jpg Александр Глазов, школа бразильской перкуссии







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter