Технополис — парк ЗИЛ
Старейшую промзону Москвы превратят в огромный «город в городе» с автопроизводством, жильем и инфраструктурой. Квартал, площадь которого в несколько раз превысит размер Москва-Сити — 460 гектаров против 60, — расположится на участке между Москвой-рекой, Автозаводской улицей и Кожуховским затоном.
Назвать ЗИЛ исключительно технополисом нельзя: только треть территории займет автомобильная промышленность. Речь идет о легковых коммерческих автомобилях и малотоннажных грузовиках. В частности, по договоренности с иностранными партнерами на ЗИЛе будут собирать Fiat и Renault, причем производить намерены не меньше ста тысяч машин в год.
На территории ЗИЛа построят и реконструируют около 5 миллионов квадратных метров недвижимости, большую часть помещений отдадут под гостиницы, музеи, магазины, парковки, научные центры и объекты высокотехнологичного производства. Лишь полтора миллиона квадратных метров займут жилплощади. Обновленная общественная зона ЗИЛа призвана стать городом парков, бульваров, красивых набережных и каналов.
Пока не ясно, будут ли на территории ЗИЛа офисы: одни разработчики предлагают оказаться от них, чтобы избежать дополнительных пробок, другие включают офисы в проект будущего «города в городе».
На территории также появится новая станция метро — «Технополис», несколько мостов — через старое русло Москвы-реки, вдоль МКЖД, к станции метро «Нагатинская» и к Новоданиловской набережной. Вдоль реки обустроят набережную и проведут автомагистраль. Оставшиеся элементы промзоны полуострова архитекторы планируют связать железной дорогой.
Как именно превратить ЗИЛ в ультрасовременный квартал, решает Научный институт Генплана, в основу проекта легли разработки российского архбюро «Проект «Меганом».
HafenСity (Гамбург, Германия)
Опыт освоения промзон в мировой практике широк: индустриальные районы становятся культурными кластерами, парками экстремальных развлечений, зелеными зонами и в том числе многофункциональными кварталами. Так, строящийся HafenCity в Гамбурге — один из самых известных проектов редевелопмента промышленной территории в центре мегаполиса. По плану на месте индустриальной зоны, помимо жилой недвижимости, множества офисов и торговых объектов, в HafenCity должны возникнуть объекты науки и культуры, а также зоны общего пользования — улицы, площади, парки. План квартала разрабатывался под руководством Министерства городского развития и среды.
Одна из особенностей HafenCity — тщательно проработанные механизмы реализации проектов. Участки для строительства предоставляются на год-полтора. За этот период потенциальный инвестор платит только 1% от стоимости участка, при этом обязуясь в оговоренные сроки провести конкурс на проект застройки, заказать все необходимые обследования и подать заявку на строительство. Если эти действия не выполнены в срок, участок забирают и передают другому инвестору.