Смесь соли и песка (1930–1995 годы)
Московские дворники применяют в качестве противогололедного средства смесь, состоящую из технической соли (NaCl) и крупнозернистого песка
Достоинства: низкая цена и комбинированное воздействие на поверхность. Хлорид натрия способствует таянию снега, а песок делает дорожное покрытие шероховатым. Кроме того, смесь эффективна даже в сильные холода (при температуре –35°С), так как песок обеспечивает безопасное и комфортное передвижение по обледеневшему покрытию.
Недостатки: песок, который остается весной на дорогах и тротуарах, забивает водостоки и портит газоны. Коммунальным службам приходится тратить значительные средства, чтобы очистить город и вывезти песок на свалку.
Техническая соль (галит)
(1994–2001 годы)
Юрий Лужков, который неоднократно требовал обеспечить «летнее состояние» дорог зимой, принимает решение отказаться от использования песка на дорогах, и Москва переходит на техническую соль в чистом виде.
Так, решив одну проблему, город сразу же сталкивается с другой. Если раньше на квадратный метр дороги в год сыпали около 15 килограммов смеси из соли и песка, то теперь на ту же площадь приходится около 8 килограммов чистой технической соли: машины-распределители не могут дозировать вещество мелкими порциями, как предписывают нормы.
Достоинства: главное преимущество — очень низкая стоимость. Кроме того, соль начинает действовать моментально.
Недостатки: вызывает коррозию труб, автомобилей, портит обувь. Пары солей натрия разъедают электропровода: в 1994 году на некоторых направлениях перестали ходить троллейбусы. Из-за чрезмерного засоления почвы погибают растения.
В 2001 году от технической соли отказываются в пользу менее агрессивных реагентов. Для борьбы с обледенением на московских дорогах начинают применять другие вещества: ХКФ (хлористый кальций), ХКМ (модифицированный хлористый кальций), «Биомаг» (хлористый магний) и новый реагент «Нордикс» на основе ацетатов калия.
В тестовом режиме в нескольких районах применяют СБГ (в его состав входят соли кальция, натрия и магния).
Достоинства: быстро и глубоко проникают в слой льда, после уборки не оставляют следов на асфальте и тротуарной плитке, не вызывают сильной коррозии металла.
Недостатки: ХКМ создает пленку на дороге, из-за чего тормозной путь автомобиля увеличивается в несколько раз. Так, например, при сухом асфальте тормозной путь автомобиля — 32 метра, при мокром — 39, а при асфальте, покрытом химической пленкой, — 49 метров. В 2002 году из-за пленки, образованной реагентом, на Кутузовском проспекте произошла серия крупных аварий
Кроме того, при использовании реагентов на основе магния («Бионорд», СБГ) в почве накапливаются соли этого вещества, которые, как показали исследования, очень токсичны для растений.
(2009–2010 годы)
В качестве основного средства по-прежнему применяют раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ), в некоторых районах Москвы в тестовом режиме рассыпают «Биодор» (производные муравьиной кислоты) и ЭСБГ (реагент на основе солей калия и магния).
Достоинства: достаточно небольшого количества реагента. Кроме того, ХКМ не только расплавляет лед, но и улучшает состояние почвы (кальций замещает натрий, который накопился за время использования технической соли, тем самым удобряя почву).
Недостатки: те же — то есть скользкая пленка на асфальте.
В 2010 году в Москве утверждают новые технологии зимней уборки. Городским коммунальным службам разрешают использовать химические (ХКН, МРК, МР, все три на основе хлористого кальция) и фрикционные (мелкий гранитный щебень) реагенты. Примечательно, что в состав ХКН входит та самая техническая соль, от использования которой отказались в 2001 году.
Достоинства: считается, что такие реагенты оказывают щадящее воздействие на почву.
Недостатки: в документе указано, что минимальный вред окружающей среде наносят допустимые дозы реагентов. При этом коммунальщики часто злоупотребляют химическими веществами для борьбы с льдом. Иногда это происходит по недосмотру, а иногда из-за техники, которая неспособна отмерять маленькие дозы реагента, предписанные официальными документами.
Кроме того, гранитный щебень плох тем, что уже через несколько часов после нанесения его уносят с дороги на подошвах обуви и автомобильных шинах.