Изучение нового языка не только расширяет кругозор и помогает начать общаться с людьми из других стран, но и меняет мозг человека, пишет Medical Xpress. Ученые из Университета Пенсильвания выяснили, что в процессе изучения языков у нас меняется структура и улучшается работа мозга.
"Когда мы учим, например, второй язык, наш мозг становится сильнее, – пишет профессор психологии, лингвистики, и технологий Пин Ли, – это как с физическими упражнениями: чем больше мы тренируем определенные части мозга, тем лучше они работают". Ли и его коллеги изучили мозг 39 носителей английского языка, половина которых в течение шести недель изучала китайские слова. Из тех, кто осваивал китайский, у более успешных учеников наблюдалось больше связей в нейронной сети мозга, чем у менее успешных и у тех, кто не занимался языком.
Оказалось также, что у участников, которым удавалось лучше освоить новый материал, еще до начала занятий нейронная сеть была сильнее, чем у менее успешных учеников. Обладателям более развитой нейронной сети проще выучить новый язык, поскольку мозг работает эффективнее и более гибко.
Эффективность нейронных сетей исследователи определяли в зависимости от степени прочности и направлении соединений между определенными областями мозга или узлами. Чем прочнее нервные соединения между узлами, тем быстрее они взаимодействуют друг с другом, и тем эффективнее работает нейронная сеть.
Каждый участник прошел фМРТ перед началом и после эксперимента, чтобы зафиксировать изменения в мозге. После окончания обучения исследователи обнаружили функциональные изменения мозга более успешных учеников – нервных соединений в их мозге стало больше. Результаты исследования опубликованы в статье в журнале Journal of Linguistics.
В последнем издании журнала Cortex ученые высказали предположение, подтвержденное результатами подобных исследований, что изменение работы мозга связано с анатомическими изменениями, которые могут происходить в мозге в процессе изучения второго языка. Причем эти изменения не зависят от возраста учащихся.
"Интересно, что наш мозг, оказывается, более гибкий, чем принято считать", – пишет Ли. Поскольку происходящие изменения не зависят от возраста, возможно, обучение языкам поможет пожилым людям укреплять стареющий мозг.
Ученые начали разрабатывать интерактивные методы обучения с помощью виртуальных технологий 3D, погружающих людей в различные ситуации и способствующих образованию прочных нейронных связей. Ученые надеются, что изучение языка с помощью этих методов приведет к изменению поведения и физического состояния пожилых людей, как это происходит у детей, когда они осваивают новые языки.