В начале января 2015 года в Лос-Анджелесе прошла Международная выставка потребительской электроники – это ежегодное мероприятие, на котором компании представляют свои технические новинки. Практически все крупные автомобильные компании, включая Mercedes, Audi, BMW, и Ford, представили свои модели автомобилей, которые управляются компьютером. В таких автомобилях пассажирам удобно и безопасно ездить, ведь риск человеческих ошибок снижается.
Технологии управляемых компьютером машин вполне логично могли бы распространиться на поезда. Регулярно происходят аварии на железных дорогах и в метро, часто причиной становится как раз человеческий фактор. Кроме того, подобные технологии могли бы снизить издержки на общественный транспорт, ведь не надо будет больше содержать многочисленных машинистов.
Тем не менее, пока повсеместного распространения самоуправления поезда не получили. Журнал The Motherboard проанализировал, почему так происходит и можно ли в ближайшие годы ждать повсеместного распространения подобные поездов.
С одной стороны, поезд легче подключить к системе самоуправления, поскольку, в отличие от автомобиля он передвигается по одной траектории, установленным рельсам и не предполагает маневрирования, необходимого для вождения на дорогах. С другой стороны, это удобство становится основной проблемой: ведь если на рельсах появляется какое-либо препятствие — внезапные поломки или туда попадет человек или какой-то предмет — поезд должен либо сразу же отреагировать и остановиться, либо продолжать путь.
Большинство поездов до сих пор справляются с подобными ситуациями с помощью людей – решение принимает машинист или диспетчер. Тем не менее, технологии, позволяющие сделать процесс реагирования на препятствие автоматическим, уже существуют. Согласно директору Центра транспортных исследований Университета Теннесси Дэвиду Кларку, такие технологии были изобретены еще 20-30 лет назад.
Где можно найти поезда-роботы
В некоторых городах мира самоуправляемые поезда уже ходят. Первый подобный поезд появился в Нью-Йоркском метро в 1961 году, а через год в Канаде прошел тестирование первый товарный поезд без поездной бригады. Оказывается, в мире не так мало автоматических поездов, в основном в системах подземного или легкорельсового транспорта.
Согласно Международному союзу общественного транспорта, к концу 2013 года в 32 странах работали 48 полностью автоматизированных систем подземного транспорта. Кроме того, существуют десятки частных систем легкорельсового транспорта, например AirTrain — экспресс в аэропорт JFK в Нью-Йорке — или Hong Kong Metro в Диснейленде. В этих поездах есть персонал, однако он занимается лишь проверкой билетов, отвечает за безопасность пассажиров и действия в случае аварийной ситуации, если в автоматической системе происходят сбои. В 2019 году подобные поезда планируют ввести в Австралии, а в 2022 году — в Лондоне.
Каких технологий не хватает
Пока что автоматизированные системы подземного и наземного рельсового транспорта весьма ограничены. Они работают только в пределах городов и охватывают небольшую часть населения, в отличие от электричек и товарных поездов, которые пока управляются людьми. Кроме того, автоматизированные линии редко пересекаются с другими транспортными сетями.
Все это объясняется основным фактором, позволяющим их контролировать — их закрытостью. Доступ к путям ограничен за счет заборов, туннелей, мостов, оградой у выхода на платформу и специальных сенсорных систем, установленных на станциях, благодаря чему нет необходимости создавать специальные детекторы, обнаруживающие и реагирующие на препятствия на путях. Тот же самый фактор позволил установить полуавтоматические или полностью самоуправляемые системы на высокоскоростных поездах в Европе, Азии и США (в штате Калифорния). Рельсы для этих поездов находятся на возвышении, что позволяет освободить их от препятствий.
Кларк пишет, что открытые железнодорожные линии уже разработали все необходимые технологии для автоматизации процесса передвижения и реакции на препятствия. Повсеместно на основных пересечениях и станциях устанавливаются светочувствительные и инфракрасные камеры, а также датчики радарного типа, которые отслеживают опасные ситуации и заранее предупреждают о них машинистов. Осталось только изобрести системы, которые сумеют воспринимать и обрабатывать сигналы от камер и датчиков, что современные технологии также позволяют легко сделать.
Нет денег и желания внедрять новые технологии
Тем не менее, эти идеи сталкиваются с несколькими серьезными препятствиями. Прежде всего, как часто это бывает с внедрением новых изобретений, возникает проблема денег.
Согласно профессору Университета прикладных наук Верхней Австрии Буркхарду Штадльману, машинисты не так дорого обходятся экономике, учитывая, что на одного машиниста приходится примерно 500-1000 пассажиров. Совместно со специалистами Австрийского университета он разработал автоматизированные системы для более компактных, легких наземных поездов, которые ходят с более короткими интервалами.
Кроме того, массовому внедрению автоматизированных поездов могут помешать профсоюзы машинистов, которые, скорее, предложат адаптировать технологии, чтобы облегчить труд машиниста, а не лишить его работы.
Не менее важным препятствием является общественное мнение, которое пока, согласно Кларку, не приветствует подобный транспорт. Так что вряд ли нам доведется ездить на самоуправляемых поездах в ближайшем будущем.
Впрочем, некоторая степень автоматизации все-таки является актуальной, в частности, для безопасности пассажиров. Например, в США к концу 2015 года собираются ввести полуавтоматизированную систему Positive Train Control, которая позволит автоматически снижать скорость поезда в любой момент. Правительство рассматривает эту систему как способ предотвратить аварии, такие как несчастный случай, произошедший в Бронксе 2013 году, когда поезд сошел с рельсов из-за того, что переутомленный машинист, проходя кривую, в три раз превысил установленную скорость. Возможно, технологии помогут избежать чрезвычайных ситуаций, возникающих из-за человеческих ошибок.