Euromonitor International подготовил доклад, как меняются в мире тенденции потребления пищи. Неизменным спросом пользуются только полуфабрикаты и другие продукты в упаковке. До кризиса многие потребители пытались совместить легкость приготовления с пользой для здоровья и покупали органическую еду. Но сейчас доверие к таким продуктам подорвано.
В Euromonitor проанализировали продажи фасованных продуктов. Это довольно широкий набор различной пищи: и полуфабрикаты вроде супов, крупы, консервы, детское питание, йогурты и многие другие продукты в фабричной упаковке. Часть этих продуктов, согласно требованиям и классификации различных стран, относятся к органическим.
Продажи органических продуктов растут в последние несколько лет. Но пик роста продаж таких продуктов пришелся на докризисные 2005–2007 годы, а затем в кризис 2008–2009 годов темпы роста продаж резко обвалились и до сих пор не восстановились до докризисных значений.
В Euromonitor уверены, что в ближайшие годы темпы роста продаж органических продуктов немного замедлятся, но их доля в общих продажах будет расти. Дело в том, что люди так и не поняли, что же такого особенного в органических продуктах, которые стоят куда дороже обычных.
При этом спрос на органическую еду различается в зависимости от страны. В США, в Европе и Австралии доля упакованной органической еды в потреблении достаточно высока. А вот в менее развитых странах, например в государствах Латинской Америки и Восточной Европы, в том числе и в России, доля таких продуктов в потреблении минимальна.
В Euromonitor объясняют слабый спрос на органическую продукцию целым рядом причин. Во-первых, обычно упаковка органической еды на 58% дороже обычной. Во-вторых, люди сомневаются, что она действительно полезна для здоровья. К тому же часто приходится покупать не один вид органической пищи, а переводить весь рацион питания семьи на органику, что довольно дорого.
Продажи упакованной органической еды подрывает и то, что люди уверены, что еда в упаковке просто не может быть полезной. Примерно 50% немцев, чуть более 40% французов и более 30% американцев полагают, что происхождение еды и ее полезность важна при покупке свежих, а не переработанных продуктов.
Да и сам термин "органические продукты" вызывает сомнения. Для россиян, участвовавших в опросе Euromonitor, органические продукты – это экологически чистые продукты, при этом лишь небольшая доля россиян учитывает, что подобные продукты должны соответствовать законодательным требованиям. А вот для французов важно именно соответствие законодательству. При этом для французов не так важно естественное происхождение продуктов. Для индийцев важно естественное происхождение еды, лучше всего, чтобы ее выращивали где-то поблизости. Для немцев важно, чтобы производство продуктов не вредило окружающей среде, а для китайцев – чтобы органические продукты были более полезны, чем неорганические.
В моде йогурты и органическое детское питание
Упакованные органические продукты покупает средний класс. У этих людей, как правило, мало времени на готовку, они озабочены своим здоровьем, и у них достаточно средств на приобретение таких товаров. Играет свою роль и забота об окружающей среде.
Наиболее популярными в магазинах являются упакованные органические молочные продукты, выпечка и готовая еда, а также детское питание. При этом самый высокий уровень проникновения органической продукции, то есть ее самая высокая доля в продажах, опять же в категории детского питания и различных спредов.
Органическая составляющая в детском питании, например, кажется особенно важной для потребителей из Западной Европы, Латинской Америки и Северной Америки. А вот азиаты и жители Восточной Европы почти не покупают органическое детское питание.
Крупные компании не продают органическую еду
Рост продаж органической еды ставит производителей перед дилемой. Вопрос в том, развивать ли массовые бренды органики или предлагать какие-то дорогие органические продукты класса премиум. Пока крупные производители продуктов питания не спешат добавлять к своему ассортименту органические товары.
Фактически органические продукты производят только небольшие компании. Сейчас в секторе активно происходят слияния и поглощения. На российском рынке из крупнейших мировых брендов наиболее известна компания Hipp, производящая детское питание.