Московское метро – это не просто транспортный объект, это целый мир со своей историей, легендами и законами. БГ решил собрать несколько интересных, но малоизвестных фактов о столичной подземке.
1. Построить в Москве метро хотели еще в конце XIX века, в 1875 году возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и и Пушкинскую площади до Марьиной рощи. Но до проекта дело так и не дошло. Против выступила церковь. Вот что писал московскому митрополиту Иннокентию один из столичных архиереев: "Возможно ли допустить сию греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию, спустившись в преисподнюю?". Официальной версией отказа от строительства стала экономическая нецелесообразность.
2. Советская власть не хотел отставать от капиталистических держав и озаботилась строительством метрополитена в Москве в первые годы своего существования. Первый проект был заказан в 1921 году у немецкой фирмы Siemens, в 1926 году немцы его исправно сдали заказчику. Он предполагал строительство в Москве 80 станций. Но денег не было, проект остался на бумаге.
3. В первом собственно российском подотделе по проектированию метрополитена работал один человек, других специалистов в СССР не было. В декабре 1931 года подотдел закрыли, а его немногочисленных сотрудников арестовали. В январе 1931 года Москва встала в огромной пробке длинной несколько десятков километров. В городе не ходили трамваи, а москвичи не вышли на работу. Репрессированых специалистов выпустили из лагерей и тюрем, было решено построить метро в Москве в кратчайшие сроки.
4. Плановая экономика и сжатые сроки все время мешали строителям, например, им катастрафически не хватало цемента. Строили, как говорится на голом энтузиазме и даже в складчину. По легенде, один из наших инженеров, отдал в "Метроснаб" одну из двух комнат в коммунальной квартире, где он жил с семьей, в обмен на 100 тонн цемента.
Метро
Метро
Метро
5. Ветку общей протяжённостью 11,6 км с 13 станциями и всем комплексом необходимых инженерных сооружений нужно было построить за три года, никто в мире не делал этого в такие сроки. К строительству подключили комсомольцев. Строить они не умели, с техникой безопасности все обстояло очень плохо, аварии и гибель строителей стали обычным делом. Одна из легенд, гласит, что станция метро "Комсомольская" была названа в честь погибших комсомольцев-строителей, которых завалило во время возведения платформы.
Метро
Метро
Очередь из желающих строить метро
6. Первая линия московского метрополитена была открыта 15 мая в 1935 года и шла от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры" с ответвлением на "Смоленскую". Метро хотели открыть к первомаю, но Сталин, прокатившись в московской подземке, решил отложить открытие на две недели. Из-за технической неисправности поезд с вождем на несколько минут остановился в туннеле.
Метро
Метро
Метро
7. Первые билеты в метро были двух цветов: красного (до "Сокольников") и желтого (до "Парка культуры"). На билетах делались пометки о времени выдачи. Купленный билет считался действительным в течение 35 минут. В 1937 году на Международной всемирной выставке в Париже проект станции " Сокольники" был удостоен Гран-при.
Открытие метро
Праздник в честь открытия первой ветке метрополитена
Метро
8. В годы войны московскую подземку хотели уничтожить. 15 октября 1941 года нарком путей сообщения Лазарь Каганович отдал приказ закрыть метрополитен и в течение трех часов подготовить предложения по его ликвидации . В ночь на 16 октября началась подготовка к затоплению метро: станции минировали, рубили электрокабели, на станции "Динамо" приступили к демонтажу эскалаторов, в депо "Сокол" готовили к эвакуации вагоны. Утром 16 октября 1941 года метрополитен был закрыт, это единственный день в истории московского метро, когда оно не работало. К вечеру 16 октября приказ Кагановича отменили.
Библиотека на станции "Курская"
Метро
Метро