Атлас
Войти  

Также по теме Технологии новых пространств

Байки подземки: легенды и факты о московском метро

"Если в городе работает трамвай, значит, в городе есть советская власть", говаривали руководители СССР. В январе 1931 года трамвай в Москве не работал, а еще не ездили такси и извозчики. Город встал в одной огромной пробке. Тогда и было решено построить в Москве подземку 

  • 25924
архив \

Московское метро – это не просто транспортный объект, это целый мир со своей историей, легендами и законами. БГ решил собрать несколько интересных, но малоизвестных фактов о столичной подземке. 

1. Построить в Москве метро хотели еще в конце XIX века, в 1875 году возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и  и Пушкинскую площади до Марьиной рощи. Но до проекта дело так и не дошло. Против выступила церковь. Вот что писал московскому митрополиту Иннокентию один из столичных архиереев: "Возможно ли допустить сию греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию, спустившись в преисподнюю?".  Официальной версией отказа от строительства стала экономическая нецелесообразность.

2. Советская власть не хотел отставать от капиталистических держав и озаботилась строительством метрополитена в Москве в первые годы своего существования. Первый проект был заказан в 1921 году у немецкой фирмы Siemens, в 1926 году немцы его исправно сдали заказчику. Он предполагал строительство в Москве 80 станций. Но денег не было, проект остался на бумаге. 

3. В первом собственно российском подотделе по проектированию метрополитена работал один человек, других специалистов в СССР не было. В декабре 1931 года подотдел закрыли, а его немногочисленных сотрудников арестовали. В январе 1931 года Москва встала в огромной пробке длинной несколько десятков километров. В городе не ходили трамваи, а москвичи не вышли на работу. Репрессированых специалистов выпустили из лагерей и тюрем, было решено построить метро в Москве в кратчайшие сроки. 

4. Плановая экономика и сжатые сроки все время мешали строителям, например, им катастрафически не хватало цемента. Строили, как говорится на голом энтузиазме и даже в складчину. По легенде, один из наших инженеров, отдал в "Метроснаб" одну из двух комнат в коммунальной квартире, где он жил с семьей, в обмен на 100 тонн цемента. 

Метро

Архив "Метростроя"

Метро

Метро

Архив "Метростроя"

Метро

Архив \

Архив "Метростроя"

Метро

5. Ветку общей протяжённостью 11,6 км с 13 станциями и всем комплексом необходимых инженерных сооружений нужно было построить за три года, никто в мире не делал этого в такие сроки. К строительству подключили комсомольцев. Строить они не умели, с техникой безопасности все обстояло очень плохо, аварии и гибель строителей стали обычным делом. Одна из легенд, гласит, что станция метро "Комсомольская" была названа в честь погибших комсомольцев-строителей, которых завалило во время возведения платформы. 

Архив \

Архив "Метростроя"

Метро

Метро

Архив "Метростроя"

Метро

Метро

Архив "Метростроя"

Очередь из желающих строить метро

6. Первая линия московского метрополитена была открыта 15 мая в 1935 года и шла от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры" с ответвлением на "Смоленскую". Метро хотели открыть к первомаю, но Сталин, прокатившись в московской подземке, решил отложить открытие на две недели. Из-за технической неисправности поезд с вождем на несколько минут остановился в туннеле.

Метро

Архив "Метростроя"

Метро

Метро

Архив "Метростроя"

Метро

Архив \

Архив "Метростроя"

Метро

7. Первые билеты в метро были двух цветов: красного (до "Сокольников") и желтого (до "Парка культуры"). На билетах делались пометки о времени выдачи. Купленный билет  считался действительным в течение 35 минут. В 1937 году на Международной всемирной выставке в Париже проект станции " Сокольники" был удостоен Гран-при.

Открытие метро

Архив "Метростроя"

Открытие метро

Метро

Архив "Метростроя"

Праздник в честь открытия первой ветке метрополитена

Метро

Архив "Метростроя"

Метро

8. В годы войны московскую подземку хотели уничтожить. 15 октября 1941 года нарком путей сообщения Лазарь Каганович отдал приказ закрыть метрополитен и в течение трех часов подготовить предложения по его ликвидации . В ночь на 16 октября началась подготовка к затоплению метро: станции минировали, рубили электрокабели, на станции "Динамо" приступили к демонтажу эскалаторов, в депо "Сокол" готовили к эвакуации вагоны. Утром 16 октября 1941 года метрополитен был закрыт, это единственный день в истории московского метро, когда оно не работало. К вечеру 16 октября приказ Кагановича отменили. 

9. Вплоть до 1943 года, когда прекратились немецкие бомбежки Москвы и в городе отменили светомаскировку, метро исправно служило огромным бомбоубежищем. За это время в подземке родилось 217 детей, на станциях работали магазины и парикмахерские, а на "Курской" – публичная библиотека. 

Библиотека в метро

Библиотека на станции "Курская"

Метро

Метро

10. В конце 20-х годов прошлого века, когда столичную подземку только начинали проектировать, специалисты объездили всю Европу и решили строить станции, как в Берлине: пути слева и справа, посередине одна большая платформа. Новые станции московского метро будут выглядеть иначе. Испанские проектировщики из компании Bustren в 2013 году предложили властям попробовать другую схему: строить один большой туннель с двумя путями и две платформы, расположенные по бокам от путей. Это сэкономит городу деньги и время. Власти согласились, по "испанской схеме" построят станции "Нижегородская улица", "Стахановская улица", "Окская улица" и "Юго-Восточная улица".

Метро

Александр Попов

Метро

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter