Сегодня многие думают и говорят о том, какие профессии в будущем будут заменены технологиями, а какие вряд ли осилят роботы или компьютеры, потому что в них слишком много творческой составляющей. CityLab рассказывает об идеальных лондонских кэбах и о том, насколько эти и другие высоко профессиональные таксисты смогут выдержать конкуренцию с новыми технологиями.
Знание с большой буквы
Чтобы стать водителем знаменитых лондонских кэбов, не достаточно сдать на права категории B: водители кэбов должны доказать, что у них есть Knowledge - Знание с большой буквы, – что они лучше других знакомы с городскими дорогами. Те, кто обладает "Знанием", прошли через такие серьезные испытания ума, что, очевидно, их мозг работает лучше, чем у обычных людей. Джоди Роузен рассказывает в T Magazine об уровне сложности этого теста:
"Это самое сложное из всех видов тестирований в мире. Сдать тест на Знание так же сложно, как получить медицинское или юридическое образование. Это уникальное психологическое, интеллектуальное и физическое испытание, подготовке к которому будущие таксисты посвящают огромное количество времени, загружая в свою память все пространство Лондона и затем демонстрируя тайное знание в череде тестирований, каждое из которых труднее предыдущего. Весь процесс обычно занимает не менее четырех лет, хотя кому-то требуется еще больше времени".
Насколько актуален такой сложный процесс приема на работу таксистов в век GPS и электронных приложений вызова машины? Роузен считает, что в этой битве технологии в конечном итоге возьмут верх, так как станет очевидным, что кэбы с их Знанием - достаточно затратная и менее практичная альтернатива. Конечно, кэбы вряд ли когда-нибудь исчезнут совсем, но, скорее всего, они останутся просто хорошей традицией, сохраняющей дух Лондона.
Талант против GPS
Однако необязательно делать выбор между технологиями и профессионалами. Технологии, безусловно, повлияют на профессию, но, возможно, они просто изменят подход и отношение к ней, а не просто вытеснят ее. Возможно, в будущем бизнес такси станет многоплановой отраслью, предоставляющей услуги разного уровня, где будет место и рядовым сотрудникам, и талантливым профессионалам.
Так, например в ресторанном бизнесе, в дорогих и модных ресторанах от официантов часто требуют почти столько же компетенций как Знание, включающих не только знакомство с меню, но и умение общаться с клиентами. Но есть и простые кафе, где достаточно просто приносить еду. В случае с такси также бывает достаточно кое-как довезти до места с помощью GPS, особо не разбираясь в схеме дорожного движения и не зная, как лучше всего сократить путь. Талантливые официанты не просто подают еду, они делают поход в ресторан незабываемым событием и получают за это соответствующую плату. Однако чтобы бизнес выжил, нужны и ничем не примечательные работники.
Интересно, что в век развития новых технологий и угрозы замены профессиональных таксистов GPS, в Нью-Йорке, наоборот, ужесточают требования к водителям такси. Нью-Йоркская комиссия по такси и лимузинам совместно с Городским университетом разрабатывают новый единый курс обучения для получения лицензии водителя такси, пишет New Yorker. Возможно, если таксистам будет, что предложить в качестве альтернативы дешевым и удобным технологиям они отвоюют свою территорию на городских улицах.
Конечно, с приложениями, вроде Uber, конкурировать сложно. Людям удобно, когда можно найти машину поблизости, которую не придется долго ждать и когда для проезда такси не нужны наличные. Однако службы профессиональных такси вполне могут разработать собственные удобные технологии. И тогда таксистов будет отличать только уровень знания и то, насколько он превосходит GPS.
Можно надеяться, что профессиональные и обычные такси уживутся друг с другом, а в городах появится больше выбора. Возможно, количество профессиональных водителей и сократится, но это также значит, что те, кто останется, будут обладать еще более глубоким Знанием.