Власти всех крупных городов мира пытаются победить заторы на дорогах. Пробки нервируют избирателей, плохо вляют на эколонию и заставляют всех терять время, что плохо для экономики. Универсального лекарства от пробок пока не изобрели: власти Москвы, например, расширяют дороги, а власти американских городов наоборот сажают автомобилистов на "дорожную диету". В Массачусетском технологическом институте пошли другим путем и предложили городам IT -решение, которое позволит оптимизировать маршруты миллионов автовладельцев и просто не допустит образования пробок.
Как борются с пробками
В мире есть два основных способа борьбы с пробками. Первый – с помощью штрафов и ограничений. Крупные мегаполисы ограничивают зоны бесплатной парковки, увеличивают налоги на автомобили и ужесточают штрафы. В Лондоне, Стокгольме и Милане водителям приходится платить за въезд в центр города, где обычно и образуются заторы.
Второй способ – заставить систему управления дорожным движением работать лучше и не допускать образования заторов. Для этого используют системы мониторинга, которые определяют количество автомобилей на дорогах и их маршруты. Такие системы очень дороги, поэтому их обычно создают на доходы от платы за въезда в разные районы города.
В Сингапуре, например, используют оба способоа. В городе работает система мониторинга дорожного движения: с помощью камер и радиосигналов от специального устройства, которым оборудованы все машины в городе, система следит за их передвижениями и обстановкой на улицах. А в 1998 году Сингапур одним из первых ввел плату за въезд в районы, где чаще всего появлялись пробки. Сейчас в городе нужно покупать даже право на владение автомобилем на аукционе, оно стоит примерно $60 тысяч и продается сроком на 10 лет.
Смартфоны вместо камер
Проблема с умными системами регулирования транспортных потоков вроде той, которая работает в Сингапуре, в том, что они не функционируют сами по себе. Необходимы камеры, компьютеры и специальные компьютерные программы, а также обслуживающий персонал. Это очень сложные в управлении и обращении системы.
В Массачусетском технологическом университете придумали систему RoadRunner. Она не требует создания и установки сложной инфраструктуры, напротив, она позволяет автомобилям общаться друг с другом и предупреждает о пробках. Эта система изначально разрабатывалась для Сингапура и уже получила множество наград.
Протип работает на смартфонах Android. В будущем такую программу можно установить на любое устройство. Автомобили не нужно будет оборудовать маячками ГЛОНАСС или GPS. Каждый смартфон сам каждые 2 секунды передает информацию о номере автомобиля, скорости движения, маршруте и полученных разрешениях на проезд.
Фактически на этой основе будет создана сеть, которая позволит миллионам автомобилей взаимодействовать друг с другом, а также со службами по контролю за движением. Фактически эта система помогает рационально использовать дороги и дает возможность управлять пробками в реальном времени.
Квоты на проезд
В основе работы системы принцип выдачи разрешения или квоты на проезд в места скопления пробок. Программа автоматически выдает машинам специальные порядковые номера, которые позволяет им въехать в районы с пробками. Если там скопились пробки, то номера не выдаются. В этом случае автомобилю будет запрещено въезжать в такой район. Районы с лимитированным въездом и допустимое количество машин определяют городские службы.
Система работает как обычный навигатор: водитель вводит начало и конец маршрута, а дальше приложение само сообщает, как ему ехать. Если устройство не может получить серийный номер, то оно меняет маршрут и ищет пути объезда. Если водитель получил разрешение на въезд в район с заторами, но по каким-либо причинам не воспользовался им, система через некоторое время его отзовет.
Пока эта технология опробовала лишь в компьютерной симуляции. В ней использованы данные о движении в Сингапуре. Новая система на 8% увеличила скорость движения в периоды пиковой нагрузки.