Ученые продолжают спорить о том, как будет выглядеть поезд-будущего. Кто-то предполагает, что это будет поезд-робот, которому не нужны машинисты. Однако британские ученые представили свой проект: поезд будущего будет работать на батарейках. Казалось, раньше такие можно было найти лишь в детских магазинах. Однако сейчас в Великобритании проходит испытания поезд, который способен проехать 19 км на фосфатно-литийных и никель-солевых аккумуляторах. О новом проекте ученых пишет CityLab.
У таких поездов, если они станут доступными, будет много плюсов. Во-первых, они будут двигаться более плавно и бесшумно. Во-вторых, их эксплуатация окажется намного дешевле, ведь подзаряжать батарейки проще, чем снабжать электричеством всю магистраль с кабельными проводами.
Кроме того, если усовершенствовать существующую модель поезда на батарейках, можно будет резко сократить потребление дизеля и способствовать меньшему загрязнению окружающей среды. Электрички, которые и сейчас являются одним из наиболее экологичных видов транспорта, станут самым безвредным для атмосферы способом передвижения.
Первый поезд на батарейках
Поезд на батарейках далек от совершенства
У этой технологии были свои предшественники. Разные виды поездов на батарейках были созданы еще в прошлом веке. Их использовали на заводах, где паровые или электрические механизмы нельзя было применять из-за вопросов с безопасностью. Тем не менее, ученые впервые предложили перевозить на них пассажиров.
Пока что модель мало чем отличается от существующих британских поездов. У нее также остается пантограф на случай, если во время тестового пробега возникнут неполадки и поезд нужно будет подключить к электричеству.
Кроме того, пока что срок действия аккумулятора совсем небольшой. Он может работать всего около часа, после чего его необходимо подзаряжать в течение двух часов. Поэтому новые поезда не смогут ездить на длинные дистанции, пока не придумано более мощных батареек или не создано механизма, требующего меньшей мощности.
Поезда пригодятся на коротких дистанциях
Однако даже такой несовершенный поезд может пригодиться некоторым службам. Если взять пример тестового пробега в 19 км, то в течение рабочего дня с 7 утра до 10 вечера, поезд на батарейке, двигающийся со скоростью чуть меньше средней скорости британских поездов (105 км/ч), сможет спокойно совершить 14 поездок туда и обратно и успеть вернуться для подзарядки. Таким образом, подобные поезда смогут работать на коротких маршрутах, например, служить в качестве экспресса в аэропорт.
Поезда-гибриды, сочетающие батарейки и возможность подключиться к электричеству с помощью пантографа, смогут проходить отрезки пути между электрифицированными линиями. В Великобритании таких линий достаточно много, например, небольшие железнодорожные ветки между главными маршрутами, проходящими через всю страну. Конечно, расстояние между ними должно быть небольшим, однако батарейка действительно может помочь поездам преодолеть отрезки, где электропитание недоступно.
Несмотря на то, что пока поезд используется лишь на небольшом маршруте в юго-восточной части Англии, главный инженер британской железнодорожной компании Network Rail Джеймс Эмброуз уверен в большом потенциале массового использования таких технологий. Он считает, что это поезда будущего, которые кардинально изменят железнодорожную индустрию.