Когда-то, чтобы попасть в чужую квартиру, полицейские должны были иметь ордер «на проникновение в жилище», который выдавался по решению суда при наличии веских оснований — подозрения в совершении преступления. Теперь участковые обходят дома просто так, в надежде, что им откроют. 7 января участковый Константин Стенюшкин (УПП №57) ОМВД России по Таганскому району города Москвы, в котором я снимаю квартиру, ходил по домам и просил открыть ему дверь. Затем требовал у жильцов — если они не являлись собственниками — написать объяснительную, снимают ли они жилье, являются ли родственниками владельцев и где зарегистрированы. Как объяснил мне Стенюшкин, «для борьбы с «резиновыми квартирами» и неуплатой налогов владельцами съемных квартир».
20 февраля стало известно, что регулярные рейды по выявлению незарегистрированных жильцов московских квартир станут в Москве повсеместными. Два раза в месяц комиссия из двух представителей домоуправления, участкового и двух понятых будет обходить квартиры. Если во время рейда в квартире обнаружат незарегистрированного жильца, владельца жилплощади обяжут поставить его на учет. О жильцах съемных квартир комиссия должна будет докладывать в налоговую инспекцию и при необходимости в миграционную службу. Предполагается, что если домоуправления не будут совершать обходы в должном порядке, их привлекут к административной ответственности.
«Мы обязаны открывать дверь только пожарным и МЧС»
В январе 2013 года президент Владимир Путин внес в Госдуму законопроект об ужесточении контроля за регистрацией граждан по месту жительства. 15 февраля депутаты проголосовали за него в первом чтении. Теперь в Кодексе об административных правонарушениях появится статья, предусматривающая штраф за проживание без регистрации. В Москве и Санкт-Петербурге штрафы будут составлять от 3 до 5 тысяч рублей для проживающих и от 5 до 7 тысяч для собственников жилья. Отдельные наказания предусмотрены за фиктивную регистрацию.
«Мы этот закон не комментируем, его же президент внес, обращайтесь в Администрацию президента», — заявили мне в пресс-службе ФМС Москвы.
«Москвич, проживающий на соседней улице без регистрации, россиянин, приехавший в столицу из региона, и трудовой мигрант из СНГ — все окажутся в равном положении, но особенно закон ударит по российским гражданам», — считает юрист, член президентского Совета по правам человека, руководитель рабочей группы СПЧ по миграционной политике Евгений Бобров.
«Сегодня парадокс в том, что у мигрантов из СНГ регистрация уведомительная, а у внутренних мигрантов — разрешительная. Иностранные мигранты вместе с владельцем квартиры приходят на почту, пишут заявление — 118 рублей плюс сотню за техническую работу, письмецо уходит, и они считаются зарегистрированными. А внутренний мигрант для регистрации обязан предъявить в паспортном столе договор аренды», — продолжает Бобров.
«Насчет посещений дома — по закону о полиции у нас есть право, но не обязанность пускать кого-то, даже участкового. Мы обязаны открывать дверь только пожарным и МЧС», — говорит юрист. Но участковый Стенюшкин проблемы в этом не видит:
— Мы каждый день продолжаем работать. В том числе и регистрацию проверяем.
— А если вам дверь не откроют без ордера, ломать будете?
— Будем действовать по ситуации. Можем и принудительно доставить. Главная цель — наведение порядка в стране...
«Сегодня парадокс в том, что у мигрантов из СНГ регистрация уведомительная, а у внутренних мигрантов — разрешительная
Через два дома от полицейского участка №57 стоит фургон с надписью «Санитарные книжки», в него заходят и выходят трудовые мигранты. А в 500 метрах от участка в изобилии висят объявления об оформлении регистрации. «Регистрация, официально» — написано на пестрых бумажках. Позвонив по указанному мобильному, задаю вопрос:
— Скажите, пожалуйста, что значит «официальная» регистрация? Вы же оформляете ее неофициально?
— Ну почему, официально. Просто она в компьютер не заносится, а так будет как настоящая. 800 рублей.
— Недорого. А скажите, изменится ли работа вашей фирмы в связи с новым законом, который Госдума рассматривает? Ведь штрафы за поддельную регистрацию возрастут.
— Так она же официальная. На улице полиции ее можно показать. Какие штрафы?
Решение проблемы только одно, уверен Евгений Бобров: нужно действительно ввести уведомительный регистрационный учет и прекратить увязывать регистрацию с жилищными правами.
«Муниципалитет и правда должен знать, сколько человек проживает на его территории, — говорит главный редактор журнала «Миграция — XXI век» Лидиия Графова. — Для этого во всех нормальных странах существует миграционный учет. Ты сообщил свой адрес, номер мобильного, номер водительского удостоверения. Таков учет в США. У нас же — фантастические репрессии. Тюрьмы переполнены, а они вводят тюремные наказания и фантасмагорические штрафы (400–500 тысяч для тех, кто будет массово регистрировать иностранных граждан). Я думаю, государство просто хочет возбудить ненависть к «понаехавшим». Это очень выгодно — переключить весь негатив в людях с властей на мигрантов».
Против «возвращения института прописки» под петицией на сайте propiske.net к 22 февраля собрано 18 000 подписей. Еще вчера их было десять тысяч.