01. The King’s Consort
«Michael Haydn: Requiem; Missa
in honorem of St. Ursulae; «Soloists»
Hyperion
02. Balthasar-Neumann-Chor
«Lebenslust und Sterbekunst»
Sony BMG Music Entertainment
03. Il Complesso Barocco «Tolomeo»
Deutsche Grammophon/Archiv Production
04. «Amor Sacro.
Sacred Music by Vivaldi»
Deutsche Grammophon/Archiv Production
05. Gli Angeli Geneve
«German baroque cantatas»
Sony BMG Music Entertainment
Фотография: bolshakov
C незапамятных времен нас учили ставить знак равенства между понятиями «старинная» и «старая», намекая на то, что вся музыка, сочиненная раньше венских классиков (за исключением, пожалуй, Баха), — это такой музей с пыльными экспонатами, куда живому человеку и соваться-то незачем. Музыкальная практика доказала обратное: наслушавшись до одури XIX века, среднестатистический меломан в поисках новых ощущений полез вглубь веков. И не прогадал: даже у Вивальди, который вроде бы известен всем и каждому, незаписанных (неисполненных и неопубликованных) опусов хватит не на один десяток лет. Что уж говорить о тоннах пыльных рукописей, таящихся по европейским библиотекам.
Старинной музыке во всех уважающих себя магазинах выделена отдельная секция, главное — не сойти с ума от имен и названий. Новичку легче всего ориентироваться по более-менее известным композиторам, более сложный вариант — выбирать по исполнителям. По обоим параметрам для музыкальной дегустации подходит новый альбом немецкого ансамбля Balthasar-Neumann-Chor под управлением Томаса Хенгельброка. Назвавший свой коллектив по имени знаменитого барочного архитектора Хенгельброк увлечен идей объединения музыки с сопредельными искусствами и философией — и своей новой работе, в которой сопоставлены сочинения Генри Перселла и семьи Бахов (Иоганна Себастьяна и его троюродного брата Иоганна Людвига), предпослал красивый титул «Lebenslust und Sterbekunst» («Радость жизни и искусство смерти»). Пока немецкий философ Вильгельм Шмид довольно скучно рассуждает в буклете к диску о нерасторжимости жизни и смерти, можно насладиться неземным звучанием старинных инструментов и хора и подивиться тому, с каким одинаковым энтузиазмом композиторы эпохи барокко воспринимали бытие и небытие.
От Баха в программе своего альбома отталкивается и швейцарский ансамбль Gli Angeli Geneve («Женевские ангелы»). Появившийся с легкой руки известного барочного певца Штефана Маклеода в 2007 году, этот коллектив уже демонстрирует первые плоды своих трудов, весьма ободряющие. История немецкой барочной кантаты, где главным персонажем является Бах (написавший свыше двухсот сочинений в этом жанре), предстает многомерной и увлекательной — из тени мощного немецкого гения выходят его предшественники (родной дядя Иоганн Кристоф, Дитрих Букстехуде и Николаус Брунс) и современники (Георг Филипп Телеман), и качество их музыки убеждает в том, что у Иоганна Себастьяна, в принципе, много конкурентов.
Увлекательная тема родственных связей всплывает и в связи с сочинениями Михаэля Гайдна (1737—1806), младшего брата знаменитого Йозефа, из биографии которого известно, что он всю свою жизнь проработал в Зальцбурге, много пил и один раз был спасен Моцартом, который написал вместо него пару камерных дуэтов. Долг платежом красен. Обладая прекрасной памятью, Вольфганг Амадей много лет спустя после истории с дуэтами сам позаимствовал кое-что из музыки младшего Гайдна — начало двух Реквиемов (гайдновского и моцартовского) пугающе совпадают: та же тональность, те же мелодии и ритмы. Причем исполнители — отличнейший британский ансамбль The King’s Consort и дирижер Роберт Кинг — всячески подчеркивают близость двух опусов.
Горе и позор тому собирателю старины, у которого в личной коллекции отсутствует хотя бы одна опера Генделя — ренессанс генделевских опер, которые исполняются сейчас не реже Верди или Моцарта, был одной из больших побед движения аутентистов, борцов за историческую правду в музыке. Спросив в отделе классики какую-нибудь оперу Генделя, вы рискуете обанкротиться: вам вынесут минимум штук пятнадцать (всего их сорок три), поэтому на пробу лучше выбрать одну — и пусть это будет свежий релиз фирмы Deutsche Grammophon, «Птоломей», исполненный экспертом по Генделю Аланом Кертисом и его ансамблем Il Complesso Barocco. Судьбу главного героя, египетского царя Птоломея, можно вкратце определить как тотальное невезение: его по очереди подставляют брат, отец и невеста, что обуславливает большое количество драматических ситуаций дивной музыки. Состав исполнителей — отборнейший: пением Анн Халленберг, Анны Бонитатибус и Карины Говин можно наслаждаться часами, а драйв, с которым оркестр озвучивает генделевские арии, будоражит кровь.
Драйв — ключевое понятие для еще одного альбома, «Amor Sacro», с культовой барочной дивой нашего времени, немкой Симоной Кермес. По какому-то недоразумению рыжеволосая бестия, дома слушающая Бьорк и Rammstein, выбрала профессией классический вокал, благодаря чему музыка барокко получила звезду поярче Чечилии Бартоли. Вместе с отъявленными в своей смелости музыкантами Венецианского барочного оркестра Кермес исполняет духовную музыку Вивальди с таким залихватским темпераментом, как будто ей нужно совершить как минимум мировую революцию. Именно здесь становится окончательно ясно, что старинная музыка вполне способна ошарашить и озадачить даже посетителя фестиваля «Нашествие» — ну и всем прочим ознакомиться с ней тоже не помешает.
топ-5
Классическая музыка
Данные интернет-магазина Ozon
01. «The Number One Classical Album 2008», ООО «Юниверсал Мьюзик», Universal Music Classics & Jazz
02. Дмитрий Хворостовский «Русские романсы и народные песни», Delos International, «РМГ Рекордз»
03. «The Best of Andrea Bocelli. «Vivere», ООО «Юниверсал Мьюзик»
04. Дж.Гершвин «Американец в Париже». «Рапсодия в блюзовых тонах». «Порги и Бесс», «Квадро-Диск»
05. Дмитрий Хворостовский «Песни советских композиторов»,
«РМГ Рекордз»