Иллюстрация: Евгений Тонконогий
Как утверждает Оксана Робски, если в доме включен телевизор там окопалась семья, а если музыкальный центр то сидит там человек одинокий (у нее сказано «одинокая девушка», но я бы лично так далеко не заходила). Из принципа хочется Оксану Робски опровергнуть, но не выходит: ее теория кажется убедительной.
Получается тогда так: картинка (все-таки в телевизоре главное она) собирает семью, не дает ей расползтись. Звук, наоборот, рассредоточивает зацикленного на себе одиночку, заполняет собой всю квартиру, и как бы не так уже одиноко. Итогда выходит еще так: телевизор мы попрежнему смотрим относительно сконцентрированно, хотя, конечно, и не так уже, как, скажем, в 1963 году. Даже если телевизоров в доме несколько, к каждому из них
В связи с этим меня заинтересовало новое изобретение одной известной аудио-видеофирмы. Музыкальный центр имеет подстанции в каждой комнате дома, и туда хитрым беспроводным излучением направляется музыка. Либо одна и та же, чтобы она следовала за хозяином, как верный пес; либо снова одна и та же, но чтобы она одновременно вещала во всех уголках дома, как гонг, зовущий на обед; либо, что самое интересное, для каждого помещения разная. По линии заспанных утренних перемещений (спальня-душ-завтрак-одевание-поиск ключей-гараж) можно запрограммировать увертюру, по линии ночных прогулок (кровать-унитаз-дверца холодильника) коду, по предполагаемому транзиту домработницы что-нибудь еще. Открывается также простор для хозяйского остроумия во время вечеринок: ошарашенным гостям не миновать звуковых сюрпризов в чужой спальне и в туалете.
Программируется и управляется вся эта музыкальная история из одного источника, так что вопрос о том, кто глава семьи, встает при использовании агрегата весьма скоро покруче, чем пресловутая борьба за пульт телевизора. Но, вероятно, по теории Робски, звуковой дизайн все же предназначен для людей бессемейных, скучающих во дворце анфиладного типа.
В рекламе этого музыкального центра собственно музыка называется «контент»: «Потребитель может наслаждаться своим излюбленным контентом в любом помещении дома». Это
Заметьте, что украшение быта предметами у продвинутых людей теперь считается пошлостью, и даже дизайнерская лампа это
Дизайн сегодня это не вещи, а звук, свет, цвет, тактильное ощущение, запах (причем не от конкретной бараньей ноги в духовке, а от абстрактной ароматической свечи). Картинка в телевизоре, из которой мы
Именно так рекомендовал действовать американский психолог Милтон Эриксон, который работал в
Соблазн и манипуляция, таким образом, считаются в современном мире более надежным приемом, чем рациональное убеждение. Можно сделать и более глобальный вывод: на то ключевое для культуры место, где в классическом мире стоял философский трактат, ныне заступила реклама. А менее глобальный вывод будет состоять в том, что мы строим свой домашний быт, исходя из желания искусно соблазнить самих себя, прямо как девушку, которую обманом заманили на чашечку кофе. Может быть, мы в себе не так уж уверены?