Иллюстрация: Тимофей Яржомбек/KunstGroup Pictures
Наша половая жизнь, в какой бы форме она ни протекала, — это коммерция. Хотите соглашайтесь, хотите нет, но, например, для того чтобы экономисты могли изучать такое явление, как проституция, этот постулат нужно принять за аксиому.
Экономическая наука в последнее время все чаще старается подменить собой прочие гуманитарные дисциплины и, распространяя свое влияние, все чаще становится
Очевидное объяснение — это, мол, занятие невероятно противное и грязное — не проходит. Многие яппи, не говоря уже о неквалифицированных работниках, находят свою работу не менее мерзкой. После получаса на ковре у начальника-хама наверняка так же хочется помыться, как после встречи с не знающим дезодоранта клиентом. Рут Розен, автор большого исследования проституции в Америке в 1910-1918 годах, писала: «Рассматривая истории жизни бедных женщин в начале XX века, я снова и снова поражалась, сколь многие проститутки считали свою работу более легкой и менее угнетающей, чем другие стратегии выживания, которые они могли бы выбрать».
В республиканском Китае, стране нищей и раздираемой противоречиями, проститутки зарабатывали достаточно, чтобы налог на их деятельность смог в 1921 году обеспечить 32% муниципального бюджета города Гуанчжоу, писала Элизабет Ремик в журнале Modern China в 2003 году.
Сейчас, положим, не первая половина прошлого века, бедность в более или менее развитых странах уже не так распространена, не так тяжела. Но проститутка остается самым высокооплачиваемым из неквалифицированных тружеников. Московская арифметика проста: 3 клиента в день, 15 дней в месяц, 1 000 р. с клиента после расчета с сутенером — получается 45 000 р. при не слишком обременительном рабочем графике. На этом ценовом уровне не нужна
не только квалификация, но и красота — подтвердит всякий, кто видел московских уличных проституток. А заработок равен среднему душевому доходу москвича и почти в семь раз превышает этот показатель для российской провинции, откуда приехали в Москву большинство здешних секс-работниц.
Может быть, проститутка берет некую премию за нелегальность бизнеса? Едва ли. Во-первых, расценки в странах, где проституция легальна, в среднем не ниже, чем в менее терпимых государствах. Во-вторых, нелегальность
Эдлунд и Корн — вовсе не страхолюдные синие чулки, если судить по фотографиям на сайтах их университетов, — предлагают модель, которую любой неэкономист сочтет женоненавистнической. Оставим в стороне почти 20 страниц микроэкономических выкладок, формул и графиков — основной вывод прост, хоть и нетривиален: важную часть «премии проститутки» составляет компенсация за невступление в брак. Проститутка, пишут Корн и Эдлунд, продает секс без воспроизводства. Жена — еще и способность родить мужу детей. Для мужчины эта последняя способность исключительно ценна: если он хочет участвовать в воспитании своих детей, да и вообще считаться отцом, он в большинстве случаев должен жениться. Или хотя бы вступить во временный брак (у мусульманшиитов такой брак возможен — всего на один час, но потомство, произведенное в нем, считается законным, а отец получает все соответствующие права). «Мы утверждаем, что мужчина готов платить премию за сексуальные отношения в браке», -
пишут Эдлунд и Корн. С этим, немного подумав, без всяких формул согласится каждый, кто зарабатывает больше жены… Или, например, честно платит алименты.
Занимаясь проституцией, женщина упускает эту премию и в некотором смысле подрывает свои шансы
Экономист, конечно, признает существование таких ужасов, как рабство или торговля людьми, но только как «отдельных перегибов»: в самом общем случае проституция для него — это продукт свободного экономического выбора. Как и брак.
Не нравится такая картина мира? Мы все равно в ней существуем. Меняем время на деньги, счастье на славу, любовь на спокойствие. Нам платят — или, шире, нас вознаграждают — в основном не за труд. Ведь трудимся мы все больше головой. Доля физического труда, как у грузчиков или, скажем, проституток, в ВВП убывает с каждым годом. А работу мысли трудно оценить, прежде чем она принесет результат, поэтому много зарабатывает и гендиректор успешной компании, и автор будущего громкого провала. На самом деле оба они получают по большей части не зарплату, то есть плату за работу, а компенсацию — за риск поражения, за отсутствующую личную жизнь, севшее зрение и пропадающий зря абонемент в спортзал.
Вот за что люблю я провокации экономистов, так это за то, что они заставляют задуматься о наших извечных разменах.