Иллюстрация: Тимофей Яржомбек/KunstGroup Pictures
Унылым зимним вечером хочется думать о весне. Помимо прочих радостей это время года включает в себя один из редких красных дней календаря, который празднуют все вне зависимости от возраста, пола и политических пристрастий — Восьмое марта. В этот день прямо с утра многие мужчины подходят к своим женщинам и говорят: «Дорогая, сегодня я готов перемыть всю посуду, пропылесосить квартиру, завинтить лампочку в детской и погулять с собакой!» Мудрые женщины отвечают, что лучше бы мужское население помогало им не целые сутки раз в год, а проявляло свою заботу хоть и по чуть-чуть, но ежедневно.
По сути, перед нами почти вечный вопрос. Что лучше — получить один большой подарок или несколько подарков поменьше? Безусловно, в любой конкретной ситуации только выбирающий знает, что лучше для него. Но если опросить очень большое количество таких выбирающих людей, то можно получить вполне сносную общую картину. Психологи Дэниел Канеман и Амос Тверски так и сделали. Выводы оказались интересными.
Предположим, завтра с утра наш гонорар за эту колонку вырастет на 1 000 рублей, а вечером того же дня выяснится, что каждый из нас потерял по 400 рублей. Как изменится при этом наше благосостояние?
Именно этот вопрос задавали людям Канеман и Тверски. Вопрос, как можно догадаться, с подвохом. Действительно, внутренний голос подсказывает, что тут все ясно: 1 000 — 800 = 200; мы разбогатели на 200 рублей и поэтому ощущаем себя более счастливыми, чем раньше. На практике же внутренний голос терпит сокрушительное поражение.
Почему так происходит? Исследователи предположили, что мы не обращаем внимания на чистый итог — плюс двести рублей, — но рассматриваем случившееся как два отдельных, совершенно не связанных между собой события. Тут они делают одно из двух главных наблюдений: мы переживаем неприятности гораздо сильнее, чем радостные события. А значит, даже приобретение тысячи рублей не способно перекрыть раздражения от последующей потом потери восьми сотен. Какая разница, логично это или нет — главное, так, сами о том не задумываясь, считают почти все люди. А еще — и это второе главное наблюдение — все люди считают, что двести рублей — это, конечно, хорошо, но вовсе не в два раза лучше, чем сто; иначе говоря, каждый следующий рубль приносит нам меньше удовольствия, чем предыдущий.
Вооружившись этим знанием, можно сделать несколько нехитрых, но крайне полезных для повседневной жизни выводов.
Во-первых, женщины правы. Если мыть немного посуды каждый день, то они будут действительно гораздо счастливее, чем если мыть много посуды раз в году.
Во-вторых, два раза по сто рублей лучше, чем один раз по двести.
Дело не ограничивается одним Восьмым марта и подарками; например, если вы очень любите журнал «Большой город», то вам не стоит бросаться читать новый номер от корки до корки в ту секунду, когда вы уведете его из под носа менее удачливого конкурента. Лучше спокойно, не торопясь дойти до дома, упасть в привычное кресло или сначала сварить кофе, а потом упасть; поглотив пару статей, можно сварить еще кофе или пообщаться с домашними и лишь потом вернуться к чтению. Не сомневайтесь — в результате вы получите гораздо больше удовольствия.
С другой стороны, как бы нам ни хотелось всегда всех радовать, иногда приходится сообщать неприятные новости. А все плохое — это то же хорошее, только наоборот. Возвращаясь к денежному примеру: потерять сто рублей неприятно, а двести — еще неприятнее, но, опять-таки, не в два раза. То ли раздражение от потери как таковой настолько велико, что сумма не так принципиальна, то ли еще что — так или иначе, большинство людей предпочтет все сразу. Поэтому, если вечером муж придет с работы в расстроенном состоянии
Есть и куда менее очевидные, но крайне любопытные выводы. Очень часто мы находимся в ситуации, когда есть две новости — одна хорошая, другая плохая. Если хорошая новость значительнее плохой, то их стоит совместить, к примеру, сообщив жене — обязательно на одном дыхании, — что горшок с ее любимым гибискусом упал и разлетелся на кусочки сам, но это не так уж важно, ведь билеты уже куплены и завтра вы уезжаете кататься на горных лыжах во Францию. Сообщенная отдельно, весть о кончине гибискуса могла бы вызвать куда большее расстройство, так что и лыжи бы не спасли. Грубо говоря, большинство людей полагает, что лучше разбогатеть на 900 рублей, чем получить тысячу, а затем потерять сотню.
И наоборот, если плохая новость тяжелее хорошей — например, с нетерпением ожидаемая поездка накроется, — то имеет смысл купить в магазине гибискус, но ни в коем случае не дарить его сразу. Сообщите печальную новость, подождите до вечера, пока шок пройдет и уступит место апатии, и вперед — цветок пойдет на ура. Очень вероятно, что используй вы предыдущую стратегию: «Я купил этот замечательный цветочек, но мы никуда не поедем, а будем сидеть в холодной и слякотной Москве», — и пришлось бы уворачиваться от летящего навстречу горшка с тем же несчастным гибискусом.
Казалось бы, эта басня в морали не нуждается, ведь текст почти целиком состоит из абсолютно конкретных советов. И все же остался один. Как ни крути, быть разумным иногда полезно. И пусть остальные зачастую так не думают, никогда не забывайте, что 1 000 рублей правда лучше, чем 800.