1-е место в категории «Современные проблемы»: Марко ди Лауро (Италия, Getty Images). Продовольственный кризис в Нигере
«Мир не сошел с ума, он уже такой давно. В этом году мне показалось, что итоги конкурса достаточно сбалансированы. Хотя надо признать, в этом году слегка больше насилия, чем в прошлом. В прошлом году фотографии жестокости, насилия и смерти составляли где-то 7% от числа фотографий-призеров. Люди в стрессовых ситуациях, разных жизненных обстоятельствах — около 30%. Я 20 лет являюсь участником и наблюдателем WPP и могу сказать, что в зеркале конкурса отражается не сам мир, а одержимость медиа конкретными темами. Я всегда говорю членам жюри — не думайте, что вы здесь отбираете фото для журнала, нужно выбрать лучшие фотографии, которые заняли свое место в медиа и отражают то, чем эта индустрия одержима. Когда смотришь работы из Китая, Сингапура, мест с растущей экономикой, чувствуется их оптимизм и задор, а в США и Европе после кризиса все больше депрессивных работ. На конкурсах чаще показано то, что происходит исключительно в западных медиа, и мир в них достаточно тусклый. Мы стараемся на WPP создать некоторый микс из разных перспектив. На результаты влияют два фактора: какие работы были отправлены на конкурс, и какие выбрало жюри. Надо сказать, что большинство фотографов отправляют свои работы, думая, что они могут победить. Эти работы как раз иллюстрируют то, за что больше всего платят в журналистике, — история наркоторговли в Мексике, войны, катастрофы. А вот тема СПИДа всем надоела, но она не перестает быть очень важной, нужно ее поднимать из раза в раз, но денег на этом не заработать, поэтому мало кто продолжает ей заниматься.
Что касается жюри, мы стараемся объединять людей совершенно разных взглядов и бэкграундов, чтобы это были люди из журналов, из агентств, из мира искусства, поровну мужчин и женщин, выходцев из разных стран мира. С развитием интернета, социальных сетей, блогов, позиция фотографа меняется. Раньше он был материально зависим от журналов и газет, для которых работал, теперь же у него появилось больше свободы, чтобы распространять свои работы. Я надеюсь, что в следующем году конкурс расширит свои границы, и наши журналистские амбиции пересилят коммерческую составляющую работы».
1 место в категории «Новости с места событий» Петр Лакатош (Венгрия, MTI). Прыжок самоубийцы 22 мая 2010 года
Игорь Гаврилов, руководитель отдела российской фотографии фотоагентства East News, лауреат WPP 1987 года
«Судя по итоговым выставкам World Press Photo, мир, в их представлении, не меняется. Из года в год мы видим одни и те же фотографии, одно и то же стремление профессиональных фотографов снимать убийства, демонстрации, войны, землетрясения, наводнения, извержения вулканов. Так повелось с самого начала World Press Photo — с 1955 года. В этом году среди снимков-лауреатов — фотография горящего человека, и то же было и в 1963-м, и в 1978-м, если не ошибаюсь. В общем-то, желание человека рассматривать такого рода фотографии, очень легко объяснимо — глядя на них, он думает: «А у меня-то жизнь еще — о-го-го!» Потом нужно отдавать себе отчет в том, кто посылает свои фотографии на этот конкурс: это не просто фотографы, это — одержимые. Все фотографии этого года сделаны ценой большого труда, зачастую — с риском для жизни. Конечно, это должно быть оценено. Хотя с точки зрения фотографии это далеко не всегда исполнено безупречно. Но эти ребята забрались куда-то, куда мы не можем попасть, и показали нам: вот смотрите — есть и такое в мире. Но еще раз повторю, мир от этого не изменился».
Специальный приз в категории «Современные проблемы» Майкл Вольф (Германия, Laif Photos & Reportagen). Серия трагических событий от Google Street View
Андреас Трамп, глава фотодепартамента журнала Stern
«Это был тяжелый год для всего мира — наводнения, революции, войны, — неудивительно, что подборка WPP этого года производит ошеломляющее впечатление. Я надеюсь все же, что это не мир изменился, а просто такова была новостная картина этого года, весьма тяжелая, конечно. Фотографии, ставшие призерами, поднимают важные вопросы — это и положение женщин в Афганистане, и революция в Египте, войны в Пакистане и Ираке. Конечно, если спросить читателя, хочет ли он видеть фотографии чудовищной жестокости, он скажет: нет. Но спросите, хочет ли он посмотреть на революцию в Египте — да. И мы должны его информировать о том, что происходит, именно поэтому появляются такие материалы, как с афганской девушкой (главный приз WWP получила фотография девушки, которой муж отрезал нос. — БГ), невозможно делать вид, что этого нет».