Атлас
Войти  

Также по теме

Ждите ответа

  • 2457


иллюстрация:Miriam Ivanoff

Все последние месяцы мы вели исследования того, как меняется наш повседневный стиль общения, ведь отмена или девальвация старых правил не всегда осознается. Очевидно, скажем, что сходит на нет универсальное правило хорошего тона, предписывавшее непременный ответ на пришедшее сообщение в форме письма, открытки или записки «тебе звонили». Изменилась скорость коммуникаций, сами коммуникации — и теперь мы игнорируем не только массовые рассылки или письма незнакомцев, но и вполне знакомых людей. И у этого игнорирования есть свои четкие правила.

Наши респонденты довольно подробно описали тех, кому можно ничего не написать в ответ или не перезвонить, увидев пропущенный звонок. Естественно, во всем виноват жесткий график, нехватка времени, скорость жизни… Автоматически выставляются приори­теты: важное — неважное, срочное — несрочное. Итак, в сегментах «неважное» и «несрочное» сегодня чаще всего оказываются:

1. Люди, зависящие от нас («никуда не денутся, подождут»). При этом все понимают, что сами иногда оказываются в этом качестве, и это осознание дарит мало радости.

2. Те, от кого нам ничего не нужно. «Как в машине — можно иногда себя по-хамски повести. Сидишь в своей капсуле, контакта с жертвой нет, и вряд ли на дороге с ней еще встретишься».

3. Любимые и самые близкие люди, которые все равно простят и поймут.

4. Коллеги на работе, которые и так всегда рядом. «Кажется, что все равно скоро встретишься, тогда и ответишь».

5. Мягкие, безобидные люди. «Им потом можно улыбнуться, и знаешь, что вправду простят».

6. Человек, от которого ожидаешь малоосмысленного разговора.

7. Навязчивые люди с постоянными просьбами.

8. Ведущие не персонализированное общение. «Когда обращаются «дорогие коллеги», всегда надеешься, что ответит кто-то другой из списка».

9. С кем идет вялотекущее, формальное общение, которое не хочется развивать.

Всегда хорошо прорисовывался и образ человека, на чьи письма всегда и быстро все будут отвечать, а он — наоборот, может всех игнорировать или медлить с ответом. Итак, нужно иметь высокий статус, в идеале быть или клиентом, или максимально востребованным, жестким, поддерживать деловые отношения, но не слишком уж сильно сближаться с коллегами и поставщиками, дабы не превратиться в «близкого», а также обладать превосходными коммуникативными навыками и точно знать, к кому конкретно за чем обращаться.

В обсуждении таких моделей поведения всегда приводились только причины рациональные и деловитые. Так высказался 23-летний студент-экономист: «От руководителя всегда все зависят, поэтому он может пренебречь ответом — если только от его ответа на эсэмэску или письмо подчиненного напрямую не зависит какое-то важное дело, ведущее к получению прибыли компании».

Этическая же, да и вообще человеческая сторона дилеммы «отвечать или не отвечать» почти не всплывала — точнее, всплывала крайне редко, как что-то умозрительное и абстрактное. И вот, после 11 дней бесед, мы вдруг оказались свидетелями маленького новогоднего чуда. Один из респондентов рассказал о том, что вдруг убедился в действительном существовании совершенно других правил переписки. Он получил рукописное послание из другой эпохи — эпохи, где письмо не должно оставаться без ответа. В городе Моршанске, в деревянном доме живет маленькая ­коммуна пожилых людей, которые время от времени остро нуждаются в поддержке. Участник нашего проекта единожды видел этих людей и с оказией решил передать им небольшую сумму денег. На конверте в графе «от кого» он написал не свое имя, которое старички вряд ли вспомнили бы, а имя женщины, живущей в Москве, но известной людям в избушке.

В ответ через два дня с тем же самым курьером он получил сумку с гостинцами и короткое письмо, написанное на листе из школьной тетради в клеточку. Мне посчастливилось взять его на выходные дни и получить разрешение опубликовать целиком. «Здравствуйте, многоуважаемые Иван Сергеич и Инна Гавриловна со своими чадами, внуками и сродниками. Передаем вам низкий земной поклон за ваши подарки и денежки. Спаси вас Господи и пошли вам многая лето. Я сейчас только что вернулась с рынка и купила вам к Рождеству. Сами посолите ветчину или как вам будет угодно. Арина пока ничего, сидит и лежит. Улыбается, поет и все читает молитвы. Николай Васильевич готовит нам обед. Я все в разъездах, то в церковь, то на рынок. Нынешний год мало картошки нарыли, а какую нарыли, медведка все ополовинила, но, слава богу, до вас. Скоро уже Рождество Христово, а потом уже будем ожидать весну, какую Господь нам даст. Зима у нас пока теплая, морозов больших нет, в доме тепло и светло, и все пока хорошо. За гостинцы благодарим вас всех за ваше милосердие и дай вам Бог всем многая, многая лето».

Человек, получивший эту весточку, испытал настоящее потрясение — это был первый в его жизни рукописный ответ на письмо, который можно хранить в коробочке хоть всю жизнь и когда-нибудь снова взять в руки как овеществленную память и знак внимания. С радостью присоединяюсь к пожеланиям в письме и желаю всем получить в ответ на свое поздравление что-нибудь подобное.
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter