Иллюстрация: Сергей Максимов © Студия Лебедева
Позволим себе небольшое теоретическое вступление. Вокруг вас, уважаемый читатель, даже если вы поддались моде на минимализм, имеется огромное количество объектов, предметов и вещей. Как ни странно, это не одно и то же.
Объект есть то, что противостоит субъекту в его практической и познавательной деятельности. Вспомните все, что вам когда-либо злостно противостояло, от тугого раскладного дивана до сегодняшнего официального телевидения, и вы поймете, как разнообразен мир объектов.
Предмет есть нечто, выделившееся из мира объектов в процессе вашей, читатель, деятельности и вашего познания. То есть как только вы начнете к
Наконец, вещь есть предмет уже только материальной действительности, обладающий независимостью и устойчивостью существования. Тут я уже и не знаю, что сказать. Вещь ли смотрю в окно лужа, к примеру? Достаточно ли у нее независимости? (
Современный человек считает вещью, предметом или объектом как раз-таки то, что можно взять рукой и унести домой. Это потому, что мы, видимо, уже полностью переориентировались с природы на супермаркет. Именно он, безусловно, есть теперь источник всего сущего. В результате, что мы еще не вполне осознали, уже более половины вещей в нашем обиходе не вещи сами по себе, а их упаковки, нечто плоское, часто бумажное, некая индустриальная шелуха. Так образовалась совершенно новая категория предмета не вещь сама по себе, а рекламный носитель. Вроде бы она уж точно не обладает независимостью и даже как бы не нужна, но на самом деле становится все сильнее и сильнее. Так, заворачиваются в носитель информации уже не только предметы, продаваемые в супермаркетах, но и те, что (пока еще) продаются в других местах. Например, дома и земельные участки.
Пресловутый забор с неприличным словом, который считается основой русского пейзажа, на самом деле уже ушел в прошлое. Теперь, по крайней мере в городе, если и удается встретить не покрытый рекламными щитами забор, то на нем скорее будет представлена кустарная самореклама (частные объявления), нежели свободная критика действительности в трехбуквенной форме. В последней, когда удается на нее случайно набрести, уже даже видится
Что касается упаковки ремонтируемых фасадов домов (таких больших тряпок, которые, строго говоря, и названия не имеют), то я смутно припоминаю, что в докапиталистический период их не было. Тогда еще во всей красе, конструктивно и честно, демонстрировали себя строительные леса. Это, кажется, даже считалось
И правильно казались. Переехавшие на Запад эмигранты все как один поражались тому, что там этот Кристо на каждом шагу. Вместо искреннего и откровенного разбрасывания строительного мусора во все стороны, характерного для развитого социализма, там имело место злодейское сокрытие производственного процесса под
Но бывают, представьте себе, такие случаи, когда общество добровольно отказывается от рекламы ради сохранения исторического облика города. Так, памятники архитектуры классической эпохи во всем мире закрывать рекламой не принято. Связано это с тем, что они сами построены на принципе фасада как явной саморекламы. А это, в свою очередь, есть реклама городу как туристическому объекту. Поэтому их принято закрывать «потемкинскими деревнями», изображениями их же самих. Чтобы было еще веселее, в окнах иногда рисуют цветы и радостных обитателей.
Так, небольшой дом в начале Пятницкой улицы сейчас занавешен тряпкой, на которой нарисован не просто фасад с классическими наличниками и карнизами, а еще и крадущаяся по карнизу рыжая кошка размером с хорошую рысь. Посмотришь и душа радуется. Тем более что здание,