Третьего дня ко мне в отдел рекламного агентства приходит маркетолог и говорит: «Послушай, нет ли у тебя кого-нибудь, кто мог бы организовать пикет?» Я говорю: «Саша, а государственный переворот ты не хочешь организовать?» – «Нет, – отвечает, – бюджет у меня не резиновый, мне бы пикет». – «Ну, – говорю, – выйдет из отпуска в понедельник наша коллега А., позвонит молодому политологу Д., он тебе все сделает». Маркетолог уходит.
Немолодой уже политолог С. в одной из газет между тем предрекает невиданный расцвет гражданского общества благодаря реформам жилищно-коммунальной сферы. Граждане-де станут часто собираться для выяснения обстоятельств отопления и газоснабжения, а решив насущное, перейдут к устроению державы. Если политолог С. прав, устроение начнется с пикетов. «Пикетирование, – говорится в соответствующем законе, – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации». Вот он – самый демократичный способ общаться с властями и другими начальниками. Вышел на улицу, развернул плакат – и уже не просто так стоишь, а пикет и гражданское общество. Недавно в Москве один брошенный муж стоял в пикете против неверности собственной жены. Его пикет разогнала охрана компании, где жена работает. Пикет молодежного «Яблока» разогнали неизвестно кто в форме сотрудников ГИБДД. Пикет Центра защиты прав животных против Госнаркоконтроля никто не разогнал.
Пикет становится самым популярным средством общения народа с одной стороны и его слуг или там представителей – с другой. Возможностей пообщаться в письменном виде, через прессу, остается все меньше, референдум по кетамину тоже так просто не проведешь – остается пикет. Тем более что климат у нас плохой. Митинг, шествие – это же надо куда-то идти. Летом идешь – жарко, солнце, тепловой удар. Осенью и весной тонешь в холодной каше; про зиму лучше не вспоминать. То ли дело пикет – стационарная форма протеста, специально для такого гражданского общества, которое на ноги толком не встало.
Маркетолог наш хотел организовать пикет против зарубежной обуви, за отечественную, – под открытие нового магазина. Можно, конечно, сказать, что это не пикет, а рекламное мероприятие, но на это мы возразим, что вот ведь СПС – серьезная партия. Организовали вроде бы гражданскую акцию, чтобы водители повязали триколоры на автомобиль в День Государственного флага и ездили под лозунгом «Сохраним потомкам свободу». А среди участников акции разыгрывали «Шевроле Ниву».
Политика берет на вооружение экономические методы (налоговая недоимка, арест активов, валюта, золото, суд, Сибирь), экономика – политические (не будут итальянские, немецкие, французские сапоги топтать наш асфальт). Граждане, пока не привыкшие собираться больше трех и обсуждать газоснабжение, смотрят на это, а потом выходят стоять в пикете. Одни за то, чтобы собакам не было больно, когда их оперируют. Другие – чтобы не жить на улице Кадырова. За запрет пива, за разрешение марихуаны. В большинстве своем, в отличие от этих, с обувью, стоят не за деньги, а так. Стоят себе без звукоусиливающих средств – из простых, в общем, соображений: несмотря на народную лентяйскую поговорку, на самом деле стоять лучше, чем сидеть.