Атлас
Войти  

Также по теме

Взрыд из прошлого

Аудиодиски с поэзией в авторском исполнении

  • 1390

01. «Живые голоса поэтов начала XX века» «Софт Издат»
02. Иосиф Бродский, «Стихотворения». «Студия «Искусство»
03. Борис Пастернак, «Полное собрание звукозаписей авторского чтения». «НИК и компания»
04. Анна Ахматова, «Стихи и проза». «НИК и компания»
05. «Голоса, зазвучавшие вновь. Записи 1908–1950-х годов». «Ардис»

В книжных магазинах продают не только книги. В них бывают — и все чаще — компакт-диски с записями Брюсова или Маяковского, читающих на публике собственные стихи. Ощущение от их прослушивания сродни тому, которое испытываешь, когда узнаешь, что античные статуи когда-то были раскрашены. Каждое из любимых стихотворений когда-то звучало — и можно узнать, как именно.

Оказывается, о-го-го как. Фактом звукозаписи вряд ли кого-то удивишь, но все-таки это чудо, чудо столоверчения. Легко представить, что это живое выступление, ты сидишь и слушаешь, а чтеца, как это часто бывает, просто не видно за спинами. Но сосредоточимся на других чудесах.

Первое из них — прослушивание — в отличие от чтения с бумаги возвращает нам волшебный эффект разворачивания стихотворения во времени. Читая с листа, быстро пробегаешь глазами по строчкам, теряясь в удивлении, которое ждет тебя в каждой новой строфе. А поэт — как говорящий медведь в цирке, ведь никогда не знаешь, что он дальше скажет. «Я — простая девка на баштане,/Он — рыбак, веселый человек», — начинает серьезным голосом Бунин. И флегматично заканчивает: «Выйду к морю, брошу перстень в воду/И косою черной удавлюсь». Он совершенно лишен того стремления петь свои стихи, какое было тогда принято. Впрочем, они у него и не складываются в мелодию.

Чудо номер два: чтение обнажает творческие приоритеты самого поэта. Когда-то в «Новом мире» Солженицын ругал Бродского: мол, разохотился переносить предложения со строчки на строчку, не мог остановиться. Бродский читает свои стихи построчно, отбивая каждую строку паузой, из чего следует, что форма и ритм для него превыше всего. Вообще, когда поэт читает,понимаешь,чего он хочет добиться. Бродский хотел «нормального классицизма» — структурированной речи, которая бы позволила из строфы в строфу усиливать напряжение. Слушаешь одно, второе стихотворение — и уже знаешь, что с ним сейчас будет. Он начнет спокойно, обычным голосом, а потом неминуемо зайдется в священной истерике.

«У микрофона русский писатель Борис Пастернак» — этот текст произносится голосом мультипликационного слоника. Каждое свое стихотворение или отрывок из перевода Пастернак предварял небольшой объяснительной речью, заботливо вводя в контекст своих советских слушателей. Он читает «Сказку», постепенно засыпая от однообразного ритма, и вдруг прерывается: «Я ужасно читаю, черт знает как! Довольно!»

Анна Андреевна начинала без предисловий: «Но я предупреждаю вас, что я живу в последний раз». Записи, сделанные великим архивариусом Львом

Шиловым незадолго до ее смерти, слушать очень тяжело. И без того мрачный голос, старческая беспомощность в произнесении согласных и глухие, предсмертные гласные производят сильнейший эффект, который в наши дни предпочитают лечить антидепрессантами. Самое интересное — в комментариях к стихам. Ахматова рассказывает, как на вечере у курсисток она жаловалась Блоку: «Когда я читаю «Я надела узкую юбку», смеются». Блок: «Когда я читаю «И пьяницы с глазами кроликов», тоже смеются». Странно сейчас понимать, что у Ахматовой и Блока были такие проблемы со смешливыми курсистками. Отсюда, из нынешних времен, кажется, что им всерьез внимала вся страна. Оказывается, зал смеялся.

И правда — эти архивные записи, стыдно признаться, ужасно смешны. Хочется смеяться, когда Брюсов произносит слово «эрос», для достижения максимального комического эффекта картавя всем своим речевым аппаратом. И когда после выступления Пастернака в историю влезает хрестоматийная дамочка, чтобы истерично возопить: «Великолепно! Это великолепно!» Но смешнее всех Есенин — разудалый скорее певец, чем чтец, с шаляпинского размера харизмой. Русофобам, конечно, Есенина лучше проматывать: стихи вживую так хороши, что есть опасность в русофобстве своем поколебаться.

Гумилев декламирует, как пава, а Брюсов — словно выступая на митинге. «Жизнь должна быть причудлива, как причудлив кактус,/Жизнь должна быть прекрасна, как прекрасны пальмы» — такова тема этого митинга. Ее подхватывает Маяковский с «великолепными павлинами» из Перу — вот Владимира Владимировича точно приятнее слушать, чем читать: мирный бас, мешающий в одну кучу серьезное и смешное, особенно подходит для полудетских стихов вроде тех, где «с миноносцем миноносица». Клюев же и захлебывается, клокочет тоненьким своим горлышком и подвывает.

Когда Лев Шилов попросил Бродского начитать свои стихи на магнитофон, Иосиф Александрович со свойственным ему снобизмом распищался: дескать, что за странная затея. Но потом согласился — с формулировкой «в конце концов, чем я хуже аятоллы Хомейни», который, как известно, распространял свои безумные лекции на кассетах. Надо сказать, что все эти поэты ничем не хуже. В записи отлично слышно, что все они — сумасшедшие. Но ведь требовать от поэта адекватности, когда он читает свои стихи, — все равно что требовать от рожающей женщины, чтобы она молчала.

Поэзия. Топ 5 по данным интернет-магазина «Озон»
01. Рената Муха, «Однажды, а может быть, дважды». «МЕТ»
02. «Антология русской поэзии. Серебряный век». «Эксмо»
03. Иосиф Бродский, «Поклониться тени». «Азбука»
04. Александр Пушкин, «Ради резвого разврата». «Милена»
05. Эдуард Асадов, «Сердечная история». «Эксмо»

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter