Вторичный авторынок в разрезе
– Собственно говоря, сегодня на столичном рынке есть все, – считает сотрудник кафедры экономической теории МГПУ Кирилл Матвеев. – На сегодня он формируется из трех основных категорий и одной второстепенной. Прежде всего это профессиональные перегонщики, доставляющие машины либо под индивидуальный заказ, либо на собственный страх и риск. Правда, сейчас их роль в формировании рынка существенно сократилась из-за высоких ввозных пошлин. Вторая категория – автосалоны и автосервисы, также работающие и под заказ, и закупающие у тех же перегонщиков машины самостоятельно. На мой взгляд, самое лучшее место для покупки машины. И наконец, частные лица, дающие объявления в газеты или ищущие покупателей через знакомых. Для них торговля автомобилями не является источником дохода.
За последние пару лет существенно возросло число подержанных машин, которые продают фирменные автосалоны. Эта система называется трейд-ин. Суть ее сводится к тому, что клиент сдает свой старый автомобиль в салон и покупает у нее новый с зачетом стоимости старого. Как правило, фирма оценивает машину на 20-30 процентов ниже ее рыночной стоимости. В результате, к примеру, одна из крупных московских компаний принимает на комиссию ВАЗ-21099 2003 года выпуска с пробегом около 20 000 км максимум за 4 300 долларов. И это при условии идеального состояния автомобиля, наличия приличной музыки, противоугонной системы, подкрылков и антикоррозионной обработки. На том же рынке такие же машины уходят за 5-5,5 тысяч. Сдавая в такой салон «Ауди-А6», клиент как минимум теряет 3-3,5 тысяч. При этом сдать в зачет новой машины откровенное старье не удастся. Ни одна фирма такую обузу на себя не возьмет.
Из чего складывают цены
Рассказывает директор экспертно-диагностической фирмы ДЭКС Андрей Лемигов:
– На автомобильном рынке сейчас резко обострилась конкуренция, в результате чего люди, привыкшие зарабатывать большие деньги на продаже машин, неожиданно столкнулись с проблемой сбыта. Разберем простой пример. Для автомобиля «Опель-Астра» в Москве сложилась цена 11 тысяч. Это в том случае, если ее купили у немца, честно растаможили и перегонщик заработал на ней всего пятьсот долларов. Если машина появляется на рынке, к ней как минимум должна прирасти еще тысяча, но тогда машина вылезет за среднюю цену. Следовательно, автомобиль придется покупать у араба – дешевле на эту самую тысячу. А если есть желание заработать на машине еще больше, то тогда ее нужно покупать уже в страховой компании после аварии или в Литве.
– Я как-то проверил, – продолжает Андрей Лемигов, – если перегонщик, например из Калининграда, привозит машину в Москву и отдает ее за 10 тысяч, то в автосалоне или на рынке она появляется за 13 с перспективой торга «аж на тысячу, а то и на полторы».
Тонкости перегона
– Теперь несколько слов о машинах, привезенных перегонщиком под заказ, – продолжает делиться своими наблюдениями Андрей Лемигов. – Я противник такой системы. По той причине, что чувство ответственности перегонщика при получении предоплаты совершенно объяснимым образом снижается. Если он везет машину неизвестно кому, предполагая, что ее будут очень жестко проверять, он все-таки постарается подобрать что-то получше. Если же он уже получил предоплату, то, конечно, найдет и нужную марку, и модель, и цвет, и комплектацию, но техническое состояние зачастую отходит на второй план. В результате к нам часто обращаются покупатели с просьбой провести экспертизу таких машин и разрешить их спор с перегонщиком из-за обнаруженных уже в России дефектов.
Самым неудачным местом для покупки машины можно считать автомобильный рынок. Причем без разницы – Мытищинский, Люберецкий или Солнцевский.
– Слово неудачное, – добавляет Лемигов, – не совсем точное. Я бы сказал, что рынок – это большая помойка. За последние полгода мы несколько раз приезжали с клиентами на рынки и убедились: хороших машин там не просто мало, а нет совсем.
Логика спроса
Наибольшей популярностью сейчас, как и много лет назад, пользуются «мерседесы», БМВ, «опели», «ауди», «фольксвагены» и «тойоты». У этих машин большие ресурсы, прекрасное качество, серьезная защита от коррозии. Еще совсем недавно высоко котировавшиеся «вольво» или «саабы» оказались настолько дорогими в ремонте, что многие от них стали избавляться. Но оказалось, что продать их по высокой цене очень сложно как раз из-за дороговизны ремонта. Что же касается относительно недорогих корейских (включая узбекскую сборку), американских и французских машин, то их надежность в российских условиях пока оставляет желать лучшего.
Предпокупная экспертиза
Опытом и знаниями делится мастер производственного обучения Зеленоградской автошколы Сергей Васильев:
– Самая дорогая деталь автомобиля – кузов. Внешний осмотр сводится к определению наличия неровностей на крупных кузовных деталях. Волны и неглубокие плавные вмятины на крыше, нестыковки линий рельефных элементов – отбортовок, дверей и крыльев, – неравномерные зазоры между элементами кузова скорее всего говорят о том, что машина была в аварии. Внимательно отнеситесь к небольшим точкам ржавчины под слоем краски. Их называют «паучками». Внешне они выглядят как небольшие вспучивания краски. Если таких «паучков» много, машину лучше не брать, в любом случае ее скоро придется перекрашивать. Обязательно осмотрите машину снизу. Для этого загоните ее на яму или на подъемник. Отсюда можно увидеть и прощупать очаги коррозии в панелях пола, в местах крепления силовых элементов – рычагов, штанг и растяжек подвески, домкратных гнезд. Осмотр снизу покажет и наличие вмятин на полу, их трудно скрыть. Заодно можно проверить наличие течей масла из двигателя, агрегатов трансмиссии и амортизаторов. Но помните, что ни один даже самый опытный эксперт по внешнему виду хорошо отреставрированной машины не сможет сказать, в каком состоянии находится металл кузова и какие его части ремонтировались и перекрашивались. Для этого придется обратиться в экспертно-диагностический центр. В любом из них есть прибор, позволяющий с помощью ультразвука определять толщину шпаклевки под краской с точностью до сотых долей миллиметра. Если продавец не соглашается на такую экспертизу, лучше поискать другую машину.
Осматривая автомобиль снизу, проверьте, нет ли подтекания тормозной жидкости из шлангов и рабочих тормозных цилиндров. Если на колесах с внутренней стороны покрышки есть явно различимые радиальные подтеки, почти наверняка текут тормозные цилиндры. Попросите хозяина запустить двигатель и внимательно осмотрите состояние выхлопного тракта – приемной трубы, резонатора и глушителя. Внимательно прослушайте работу двигателя. В нем не должно быть стуков и похрустываний.
Теперь из-под машины можно вылезти и прослушать работу двигателя сверху. В работе клапанного механизма не должно быть резких отрывистых металлических щелчков.
Каким бы тонким слухом вы ни обладали, он не позволит вам распознать дефекты внутренних поверхностей цилиндров и состояние поршневых колец. Здесь требуется осмотр с применением специального оптоволоконного прибора и измерение давления во всех цилиндрах двигателя. Оценить двигатель изнутри могут в любом экспертно-диагностическом центре. Аккуратно прослушайте работу помпы – не должно быть щелчков и стуков.
Теперь можно приступить к пробной поездке. На ходу нужно проверить тормоза – машина должна эффективно замедляться, не должно быть увода в сторону, на асфальте после торможения должны оставаться четкие следы от всех колес, от передних чуть более длинные, чем от задних. Машина должна четко реагировать на повороты руля. Полезно прокатиться по мелким неровностям. Разорванные или изношенные втулки подвески отзовутся мелкой дробью кузова и подвески.
Наконец, проверьте работу электрооборудования, не забудьте про фонарь заднего хода, вентилятор, отопитель, прикуриватель. Загляните в блок реле и предохранителей. Если там стоят «жучки» – электрика неисправна, что бы ни сочинял продавец про то, что просто не было под рукой подходящего предохранителя. Электронику в машинах с инжекторным двигателем проверять нужно на специализированной станции при помощи специального оборудования. На глазок здесь понять ничего нельзя.
Дмитрий Бобров