Идея родилась в тот момент, когда преподаватели исторического факультета с удивлением обнаружили, что все студенты-историки после первого курса хотят писать работы по искусствоведению. Таким образом выяснилось, что это очень актуальное направление. Следующим этапом стало придумывание некой области истории искусств, которую можно связать с экономическими аспектами. Так появилась магистерская программа, посвященная проблемам художественного рынка.
О причастности Sotheby’s
Программа рассчитана на людей, которые хотят стать настоящими знатоками, хотят понять что-то про объекты искусства. Я наблюдаю целую категорию студентов-коллекционеров, их сейчас становится все больше. Еще есть, не побоюсь этого определения, жены коллекционеров, которых тоже немало. Как только человек начинает что-то собирать и покупать, ему хочется понять, как создавались предметы коллекции, как формируется их стоимость.
Кроме того, это могут быть люди с гуманитарным или экономическим образованием, которые по разным причинам потянулись к прекрасному. Когда я получала второе высшее искусствоведческое образование в РГГУ, я видела массу неудовлетворенных жизнью юристов и экономистов, которые приходили учиться не для того, чтобы изменить профессию, а за так называемой «духовкой». Или напротив, одна девушка с экономическим образованием, закончив заочно искусствоведение, стала директором Музея ориентализма в государстве Катар, ее туда взяли именно потому, что у нее эти два образования.
Я совсем не исключаю, что люди, которые закончат эту программу, будут работать в госструктурах. Экономическая составляющая — это то, что сейчас очень актуально для музеев. Они постоянно сталкиваются с проблемами страхования памятников, с правилами вывоза их за рубеж. Все это — проблематика художественного рынка и для этого всего нужны специалисты.
После того как был объявлен набор на программу, были самые разные звонки и запросы. Звонили люди из Одессы, занимающиеся каким-то галерейным делом, и говорили о том, что это именно тот профиль, о котором они мечтали. Конечно, от мечты до реальности есть некое расстояние, но тем не менее я уверена, что существенный процент будущих слушателей будут составлять те, кто уже занимаются галерейным или антикварным делом, сталкивающиеся с перевозками и страховками и желающие получить систематические знания.
Про задачи
Я свою задачу видела в том, чтобы привлечь людей, которые в университетах раньше не преподавали, читали лекции, вели семинары, но преподавательской карьеры у них не было. Это, например, сотрудники центра Грабаря и Института реставрации, которые будут читать курсы по технике и технологии живописи и декоративно-прикладного искусства. Есть несколько сотрудников из Музея изобразительного искусства имени Пушкина. Сотрудники Третьяковской галереи из отдела искусства XIX века, которые с радостью согласились вести семинары в своих залах.
Звонили люди из Одессы, занимающиеся каким-то галерейным делом, и говорили о том, что это именно тот профиль, о котором они мечтали
В чем отличия от традиционного обучения
Особенность магистратуры заключаются в том, что здесь больше времени отводится на семинары. В отличие от привычной схемы обучения, здесь идет 40 процентов времени на лекции и 60 процентов на семинары. Это будут занятия в мастерских, когда можно будет не просто отвлеченно порассуждать о живописи на дереве или на холсте или о том, что такое слоновая кость, а что такое гобелен. Тут все это можно будет если не потрогать, то близко посмотреть.
Каждый курс будет состоять из нескольких блоков по 2–3 дисциплины, чтобы выбрать то, что вам ближе. Есть еще так называемые адаптационные курсы не для искусствоведов, по общей истории искусства. Хотя я не думаю, что люди, готовые заплатить 200 тысяч в год, придут учиться полными чайниками. Они наверняка ходили на выставки, читали, путешествовали, видели. Интерес к изобразительному искусству очень в нашей стране оживился. Поэтому эта программа возникла вовремя.
Про предметы
Это, естественно, и менеджмент, и экономика. Будут дисциплины посвященные разным способам оценки, критериям, рейтингам. Будет важный курс о правовых основах, его читает сотрудник Министерства культуры, который всю жизнь этим занимался. Предполагаются очень подробные курсы по истории декоративно-прикладного искусства, по гравюре, то есть по тем областям истории искусства, которые оказываются за границами классического искусствоведческого образования. Галерейное дело — предмет Михаила Каменского. Будет курс фотографии, в рамках которого директор Мультимедиа-арт-музея Ольга Свиблова проведет несколько семинаров. Я буду читать спецкурсы по истории выставок начиная с XVIII века. Будет еще очень важная дисциплина, уходящая из академического образования, — история коллекций. Искусствовед в России в лучшем случае слышал, что Екатерина II приобрела коллекцию для Эрмитажа, еще на слуху Щукин и Морозов. Это все. А ведь знание коллекций очень важно для того, чтобы понять, какую роль в судьбе памятника играет его происхождение, что такое провенанс и как это влияет на его стоимость. То, что мне кажется очень важным, — здесь будут давать знание технологических моментов, что вообще такое техника, как она эволюционировала. Я точно знаю, что большая часть студентов, окончивших кафедру искусствознания, ни за что не отличит резцовую гравюру от офорта, на это никто не обращает внимания. То есть акцент на какие-то такие области искусства, которые можно назвать периферийными, но с точки зрения рынка и коллекционирования — сейчас они самые перспективные.