Атлас
Войти  

Также по теме

Все умрут, а я останусь

Новостные ленты последних дней переполнены сообщениями о самоубийствах подростков. В пятницу, 10 февраля, прошла пресс-конференция в агентстве РИА «Новости», в ходе которой специалисты различных областей — от психиатрии до коммуникационных технологий — попытались понять, что толкает молодых людей на суицид и, главное, что делать? БГ послушал, о чем говорили эксперты, и спросил некоторых участников дискуссии, что они думают делать дальше

  • 10519
prervannaya2.jpg
Кадр из фильма «Прерванная жизнь», 1999 г. 

Дискуссия отталкивалась от результатов статистики: Россия находится на шестом месте в мире по количеству суицидов среди подростков. Такую статистику нельзя назвать оптимистичной, однако участники конференции, понимая всю сложность ситуации, постарались сделать разговор максимально продуктивным. Главные мысли специалистов по детской психологии свелись к следующему:

В России частота самоубийств у подростков составляет 20 смертей в год на 100 000 подросткового населения, тогда как в мире средний показатель — 7 случаев.
Самые неблагополучные регионы России: Республика Тыва (120 смертей в год), Бурятия (187 смертей в год ), Саха, Якутия (74 смерти в год).
____

        Причины суицида
            

33,4%

одиночество 


30,2%

непонимание родителей 
                     

22%

конфликты между родителями  

____

Статистика подростковых самоубийств — это отражение общей социально-психологической ситуации в стране.
____

Каждый суицид — это крик о помощи, который не услышан. 
____

80% подростков так или иначе говорят о своем намерении уйти из жизни. При этом в большинстве случаев члены семьи находятся в полном неведении.
____

Главный вопрос должен быть не «Почему они это сделали?» — а «Как мы не заметили?».
____ 

В обществе, отчасти из-за влияния кинематографа, видеоигр, произошла «девальвация» смерти: она искусственно романтизируется и больше не воспринимается как конечный результат.
____

Налицо кризис отношений «родители — дети». С каждым годом в семьях повышается уровень жестокости. 
____

Интернет является серьезным провоцирующим фактором: онлайновые «клубы самоубийц» и другие похожие страницы в социальных сетях, проблема «киберунижения».
____
Около 60% суицидентов психически нездоровы в момент совершения самоубийства.
В 90% случаев о болезни ребенка узнают задним числом, так как эти подростки никогда не попадали в поле зрения врачей, психологов или учителей. 
____

Нынешняя «эпидемия» подросткового суицида — в том числе результат того, как российские СМИ освещают эту проблему.


The-Virgin-Suicides.jpg
Кадр из фильма «Девственницы-самоубийцы», 1999 г.


Выводы 

Разработка программы по профилактике суицида должна осуществляться на государственном уровне. 
____

Создание специализированных общественных организаций и психологических служб, в том числе и онлайновых, для работы с подростками и их родителями.
____ 

Введение в школах обязательного предмета «психология». Этот проект уже запущен Министерством образования, и планируется осуществить его до конца 2014 года. 
____

Обязательный для каждой школы штатный психолог, который бы в первую очередь защищал интересы детей, а не учителей или родителей. 
____
Развитие телефонных служб психологической помощи детям и подросткам.
____ 

Создание сериалов, фильмов, программ, которые бы говорили о ценности жизни и не романтизировали образ смерти.
____ 

Разработка рекомендаций для СМИ о том, как необходимо освещать случаи суицида среди подростков.
 


общ-во мертвых поэтов
Кадр из фильма «Общество мертвых поэтов», 1989 г.



Константин Ольховой
____

врач-психотерапевт,
преподаватель Института психотерапии и клинической психологии


«Нам потребуется много времени, ведь это создание новой культуры и, главное, воспитание, причем не детей, а родителей. Уроки психологии в школе — это замечательно, но если вечером дома ребенок увидит совершенно иную картину, то какой смысл? Нужно понимать, что такое количество подростковых суицидов в стране — это показатель равнодушия в обществе. Невнимательность учителей к ученикам, родителей к детям, врачей к пациентам. В чем причина? Нам на протяжении 70 лет насильственно прививали коллективизм, а последние 20 лет — доведенный до абсурда индивидуализм. В нашем социуме произошел сильный уход в материальную сферу, в том числе и в семье. При этом в больших городах вопрос физического выживания не стоит настолько остро, чтобы забывать о своих детях! А ведь гражданская позиция и гражданское общество начинаются с неравнодушия к окружающим людям. 

Любопытно, что самая благоприятная ситуация в странах, где достаточно низкий уровень жизни, но сильная мотивация в вопросе выживания (Гаити, Египет). Другой показатель — сильное влияние коллективизма и приверженность традициям. Хороший пример — Кавказ, где каждый в первую очередь переживает о том, что подумают его соседи и родня. 

Из нашего равнодушия вытекает и другая проблема — родители слишком поздно замечают, что у ребенка проблемы со здоровьем. Больше половины случаев детских суицидов происходят из-за нарушений психики. Но у нас подобной диагностики нет в принципе, потому что по нашему законодательству психиатр не может осмотреть ребенка без письменного согласия родителей! Но они, в свою очередь, боятся диагнозов и предпочитают думать, что у их сына или дочки просто плохой характер. Нужно разрушать миф о том, что поход к психиатру — это автоматически разрушенная жизнь ребенка. Иначе мы так и будем вовремя выявлять подростков, находящихся в группе риска, а это и дети проблемных родителей (алкоголиков, наркоманов), и подростки, подверженные панике и неврозам. 

Главная задача — стать чуть более внимательными. Думать о том, как могут отразиться наши поступки на других людях. Например, СМИ выпускают ужасающие репортажи о совершенных за последнюю неделю самоубийствах, только провоцируя новые случаи. Для подростков характерны «серийные» или резонансные суициды, например после смерти значимых для них людей: кумиров или просто их сверстников. Поэтому освещать эту проблему нужно крайне аккуратно. Подростков опасно пугать — они видят в этом заманчивость и вызов. Лучше избегать лишней романтизации: не показывать крыши, откуда спрыгнули дети, слезы родителей и друзей. Сухое изложение фактов позволило бы сохранить жизни не одному ребенку!» 




Наталья Синягина
____

директор Центра исследования проблем воспитания,
формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании,
социально-педагогической поддержки детей и молодежи


«Когда в России была объявлена поголовная рождаемость в стране, нас всех призывали к демографическому росту, я была крайне удивлена. Не лучше бы для начала научить людей любить своих детей? Те финансовые средства, которые потратило на это государство, нужно было направить на улучшение семьи, а не ее увеличение. Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 49% российских семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы и запугивания, то практически каждый ребенок хотя бы раз сталкивается с проявлением жестокости со стороны своих родителей. Вот и получается, что подросток настолько устает от такого давления, что принимает решение уйти из жизни. Мы знаем, что только 10% подростков в случае самоубийства действительно хотят покончить с собой. Остальные видят в этом последнюю возможность привлечь к себе внимание взрослых. 

Социальная ситуация в нашей стране такова, что она не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка и травмирует его психику, но влечет за собой и другие тяжелые социальные последствия. Из таких детей вырастают социально дезадаптивные, инфантильные взрослые, которые не хотят трудиться, не умеют создавать здоровые семьи, не могут стать хорошими родителями. 

Сегодня мы разрабатываем программу, которая получила название «Толерантное отношение к детям групп психологического риска», благодаря которой учителя и родители могут получить консультацию в электронном виде. Я считаю, что основной посыл, с которым мы должны работать, заключается в том, что ценить жизнь молодым людям помогает любовь и сочувствие. От этого ужасного шага может уберечь всего лишь один разговор с близким человеком, который выслушает, посочувствует и поймет. Кроме того, родители, любя своего ребенка, должны объяснять ему, что жизнь — это не компьютерная игра и дана ему только одна, так что выиграть ее или купить не получится». 

  



 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter