Развитие телефонных служб психологической помощи детям и подросткам.
____
Создание сериалов, фильмов, программ, которые бы говорили о ценности жизни и не романтизировали образ смерти.
____
Разработка рекомендаций для СМИ о том, как необходимо освещать случаи суицида среди подростков.
Кадр из фильма «Общество мертвых поэтов», 1989 г.
Константин Ольховой
____
врач-психотерапевт,
преподаватель Института психотерапии и клинической психологии
«Нам потребуется много времени, ведь это создание новой культуры и, главное, воспитание, причем не детей, а родителей. Уроки психологии в школе — это замечательно, но если вечером дома ребенок увидит совершенно иную картину, то какой смысл? Нужно понимать, что такое количество подростковых суицидов в стране — это показатель равнодушия в обществе. Невнимательность учителей к ученикам, родителей к детям, врачей к пациентам. В чем причина? Нам на протяжении 70 лет насильственно прививали коллективизм, а последние 20 лет — доведенный до абсурда индивидуализм. В нашем социуме произошел сильный уход в материальную сферу, в том числе и в семье. При этом в больших городах вопрос физического выживания не стоит настолько остро, чтобы забывать о своих детях! А ведь гражданская позиция и гражданское общество начинаются с неравнодушия к окружающим людям.
Любопытно, что самая благоприятная ситуация в странах, где достаточно низкий уровень жизни, но сильная мотивация в вопросе выживания (Гаити, Египет). Другой показатель — сильное влияние коллективизма и приверженность традициям. Хороший пример — Кавказ, где каждый в первую очередь переживает о том, что подумают его соседи и родня.
Из нашего равнодушия вытекает и другая проблема — родители слишком поздно замечают, что у ребенка проблемы со здоровьем. Больше половины случаев детских суицидов происходят из-за нарушений психики. Но у нас подобной диагностики нет в принципе, потому что по нашему законодательству психиатр не может осмотреть ребенка без письменного согласия родителей! Но они, в свою очередь, боятся диагнозов и предпочитают думать, что у их сына или дочки просто плохой характер. Нужно разрушать миф о том, что поход к психиатру — это автоматически разрушенная жизнь ребенка. Иначе мы так и будем вовремя выявлять подростков, находящихся в группе риска, а это и дети проблемных родителей (алкоголиков, наркоманов), и подростки, подверженные панике и неврозам.
Главная задача — стать чуть более внимательными. Думать о том, как могут отразиться наши поступки на других людях. Например, СМИ выпускают ужасающие репортажи о совершенных за последнюю неделю самоубийствах, только провоцируя новые случаи. Для подростков характерны «серийные» или резонансные суициды, например после смерти значимых для них людей: кумиров или просто их сверстников. Поэтому освещать эту проблему нужно крайне аккуратно. Подростков опасно пугать — они видят в этом заманчивость и вызов. Лучше избегать лишней романтизации: не показывать крыши, откуда спрыгнули дети, слезы родителей и друзей. Сухое изложение фактов позволило бы сохранить жизни не одному ребенку!»
Наталья Синягина
____
директор Центра исследования проблем воспитания,
формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании,
социально-педагогической поддержки детей и молодежи
«Когда в России была объявлена поголовная рождаемость в стране, нас всех призывали к демографическому росту, я была крайне удивлена. Не лучше бы для начала научить людей любить своих детей? Те финансовые средства, которые потратило на это государство, нужно было направить на улучшение семьи, а не ее увеличение. Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 49% российских семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы и запугивания, то практически каждый ребенок хотя бы раз сталкивается с проявлением жестокости со стороны своих родителей. Вот и получается, что подросток настолько устает от такого давления, что принимает решение уйти из жизни. Мы знаем, что только 10% подростков в случае самоубийства действительно хотят покончить с собой. Остальные видят в этом последнюю возможность привлечь к себе внимание взрослых.
Социальная ситуация в нашей стране такова, что она не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка и травмирует его психику, но влечет за собой и другие тяжелые социальные последствия. Из таких детей вырастают социально дезадаптивные, инфантильные взрослые, которые не хотят трудиться, не умеют создавать здоровые семьи, не могут стать хорошими родителями.
Сегодня мы разрабатываем программу, которая получила название «Толерантное отношение к детям групп психологического риска», благодаря которой учителя и родители могут получить консультацию в электронном виде. Я считаю, что основной посыл, с которым мы должны работать, заключается в том, что ценить жизнь молодым людям помогает любовь и сочувствие. От этого ужасного шага может уберечь всего лишь один разговор с близким человеком, который выслушает, посочувствует и поймет. Кроме того, родители, любя своего ребенка, должны объяснять ему, что жизнь — это не компьютерная игра и дана ему только одна, так что выиграть ее или купить не получится».