Недавно на детской площадке я услышала спор двух мам. Одна из них рассказывала, что они с мужем так любят ребенка, что ради него отказались от телевизора, отправив его на дачу. Другая же возражала, что просто у первой мамы времени много, потому что ребенок единственный, и говорила, что без телевизора вообще не справилась бы со своими тремя детьми. Только он способен удержать их в относительном покое, пока мама готовит еду или хлопочет по хозяйству.
Кто из них прав? Вопрос этот стоит перед многими родителями, особенно сейчас, когда у детей больше свободного времени и родители меньше контролируют их досуг. Врачи и педагоги много говорят о том, что телевизор крайне вреден для детей. Между тем все его смотрели, смотрят и будут смотреть. Я же хочу сказать несколько слов на эту тему с позиции психолога.
Для начала давайте разберемся, так ли уж безусловно вреден телевизор? Конечно, если смотреть его целыми днями с расстояния двадцать сантиметров, то действительно, как говорила Aлиса, «рано или поздно почувствуешь себя нехорошо». Но телевизор давно уже стал неотъемлемой частью нашей жизни. И не смотреть его совсем, особенно в детском возрасте, так же странно и вредно, как и смотреть сутками. Представьте себе: в детском саду или школе телевизор смотрят все, а потом делятся впечатлениями. То есть у детей появляется некоторый общий культурный контекст, дополнительный повод для общения. И если ребенок телевизор не смотрит совсем, то он оказывается в невыгодном положении: к нему относятся по-другому, да и он сам начинает считать себя каким-то не таким, необычным, чужим. Это мешает социальной адаптации.
Важный вопрос, что именно надо смотреть ребенку. Прекрасно, если вы можете покупать кассеты по своему выбору и смотреть их в удобное для вас время, контролируя количество и качество продукта. Если такой возможности нет, постарайтесь заранее узнать, что приготовило телевидение для ребенка в передаче, которую он собирается смотреть. Потому что если программа окажется не соответствующей возрасту, будет идти слишком долго или иметь еще какие-то недостатки, то прервать просмотр будет гораздо сложнее, чем не начинать его вовсе. О том, что, например, «Дорожный патруль» лучше детям не показывать, все знают. Однако полностью избежать столкновения детей с не предназначенными для них программами невозможно. Просмотр новостей или, допустим, новых фильмов в гостях часто проходит при детях или вместе с ними. Что делать, если ребенок увидел что-то совершенно взрослое? Прежде всего, не волнуйтесь и не форсируйте развитие событий. Скорее всего, он не обратит внимания на то, что показывается не для него. Если все же передача вызовет у него интерес, он спросит вас, что происходит на экране и почему. Постарайтесь ответить максимально правдиво, но не погружаясь в ненужные детали.
Вопрос следующий – как смотреть телевизор с пользой? Идеально, если ребенок делает это вместе со взрослыми, которые в любую минуту ответят на все вопросы. На практике это не всегда возможно. Поэтому просто интересуйтесь, что именно смотрит ваше чадо, и обсуждайте с ним увиденное.
Несколько слов хотелось бы сказать о рекламе. Многие родители считают, что она наносит психике ребенка огромный вред. Это не так. Дети не являются целевой группой рекламистов: покупают не они, а родители. Поэтому рекламные послания строятся с учетом психических особенностей взрослых, а малышами ролики воспринимаются просто как красивые картинки, смешные или сказочные истории. Так что вреда от того, что малыш смотрит рекламу, особого нет. Но в ваших силах сделать так, чтобы он получал от этого пользу. Не бойтесь объяснить ребенку, что происходит на экране и для чего это показывают. Таким образом вы воспитаете в нем критическое отношение к телевидению вообще и к рекламе в частности, научите его формировать собственное мнение и избежите возможных трудностей в подростковом возрасте, когда человек под воздействием рекламы действительно готов на многое.