Атлас
Войти  

Также по теме Врачи большого города

Врачи большого города. Детский стоматолог

Екатерина Скатова — о том, чем важны первые три секунды знакомства, какого эффекта можно добиться серебрением зубов и почему ненормированное кормление — это дорога в стоматологический ад

  • 12895
01.jpg

Возраст: 36 лет.

Образование: Московский государственный медико-стоматологический университет; кандидат медицинских наук.

Работа: доцент кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии Первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, детская поликлиника — там же

Регалии и звания: автор более 100 научных публикаций. Член Учебно-методического совета стоматологического факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, заместитель научного руководителя СНО им. Н.И. Пирогова, член редколлегии журнала Consilium Medicum. Активный участник Международной ассоциации детских стоматологов (IAPD) и Европейской академии детской стоматологии (EAPD).




Про разницу между детским и взрослым стоматологом

Детский врач должен знать больше, чем взрослый. Потому что у взрослого человека состояние зубочелюстной системы статично, он уже вырос. А ребенок постоянно меняется, и ты должен знать, для какого возраста характерны какие изменения.

Про подход к детям

У каждого стоматолога есть свой индивидуальный подход, и у каждого индивидуального подхода есть своя цель. Например, если у тебя цель — подтвердить свое реноме злого стоматолога, то ты этого и будешь добиваться. Если цель — чтобы тебя любили дети, тебя будут любить дети. Взрослый человек, в отличие от ребенка, уже сформировался, у него есть мир стереотипов, и ты не можешь в этот мир органично встроиться, а ребенку ты сам создаешь стереотипы: построишь, что ты злой Бабайка, и будут у него потом всю жизнь стоматологи-Бабайки, построишь, что стоматолог — друг, товарищ и брат, создашь позитивный стереотип пациенту на всю жизнь.

Основная работа с ребенком идет первые три секунды. И дальше ты уже работаешь на базе этих секунд — либо ты пробил контакт, либо все оставшееся время пробиваешь стену.

Кощунственная вещь, но общение с ребенком до 12 лет — это фактически то же самое, что дрессировка собак. У нас бихевиоризм был предан анафеме в советские времена, а в реальности мы занимаемся бихевиоризмом — профессионально нравимся детям и управляем ими на время стоматологического приема.

В советской школе стоматологии учили глубоко вникать в проблемы ребенка. А детские проблемы нормального человека ранят гораздо сильнее, чем взрослые. И набирая со временем воз этих проблем, раня самих себя, мы начинаем потом мстить детям. У нас не учили системе защиты, не ставились квадратные рамочки — здесь ты врач в белом халате, а здесь — жена, хозяйка дома и мать. Поэтому у нас в детской стоматологии профессиональное выгорание бешеное, народ к сорока годам с ума сходит и уходит в садизм. А нормальная детская стоматология происходит «в рамках». Я ставлю себе квадратные рамки, и вот «здесь и сейчас» конкретный ребенок должен меня полюбить — не просто меня как человека, а меня, производящую некоторое действие. Если я этой цели достигаю, мы работаем, если нет — не работаем. Часто в том, что контакта не выходит, виноваты родители. Для многих родителей ребенок — это аксессуар, который они приобрели в результате некоторых телодвижений, бантик, который украшает их жизнь. А когда оказывается, что этот бантик не только украшает жизнь, но и создает трудности, начинаются проблемы. И не только в кабинете стоматолога. Так что с родителями я воюю часто.

Про кариес раннего детского возраста

Кариес, который возникает у ребенка до трех лет, — молодое заболевание, появившееся от проблем цивилизации, и все такое. Сейчас в Москве — 17% кариеса раннего детского возраста, в мире — около 22%.

Это один из немногих кариесов, у которого есть две предпосылки: отсутствие гигиены полости рта и длительное неконтролируемое употребление углеводов. И если с первым хоть как-то борется реклама, то со вторым все совсем плохо. Многих родителей очень затрудняют ночные вопли детей, пустышку многие дети не сосут, поэтому на ночь ребенку дают бутылку с соком, компотом или кефирчиком. А кариесогенным микроорганизмам глубоко наплевать, из чего они получат углеводы — из чупа-чупса или из кефирчика: они расщепляют их точно так же.
И та же самая штука происходит с грудным молоком. Состав грудного молока после шестимесячного возраста теряет свои защитные компоненты и начинает оказывать кариесогенное действие при длительном пребывании в полости рта. Это не значит, что молоком нельзя кормить, но ребенок должен есть регламентированно. Вредны ночные кормления, потому что ночью у ребенка резко уменьшается количество слюны и создаются условия для закисления. Ненормированное кормление, кормление «пока не отвалится» — это дорога в стоматологический ад. У нас много проблем связано как раз с этим — начинаешь рассказывать, что грудное вскармливание в неразумных количествах может принести вред, и все сразу возмущаются, что я против грудного вскармливания. А я не против, просто должна быть золотая середина.

Про предрасположенность к кариесу

Кариес — социально обусловленная болезнь, как и туберкулез. Если ребенок находится в условиях постоянного стресса, родители все время ругаются и кормят его только макаронами, конечно, он заболеет всеми болезнями на свете. Присутствует и генетическая предрасположенность к кариесу, но она не приговор.

У меня есть два возраста, на которые приходится пик кариеса: первый класс после Нового года и первый курс института. Это шквал кариеса, потому что, пойдя в школу, человек переносит стресс, выходит на другой уровень нагрузки, то же — с институтом. Предотвратить стресс нельзя, а застукать дырочку на начальной стадии реально. Так что к стоматологу нужно взять за привычку ходить раз или два в год.
02.jpg

Про зубы мудрости

Ситуация с зубами мудрости такая же примерно, как с аппендицитом. По большому счету линия эволюции направлена сейчас на уменьшение количества зубов, и человек, у которого нет зубов мудрости, ближе к вершинам эволюции, чем тот, у которого они есть. Грубо говоря, у кого есть восьмые зубы — ближе к обезьянам. Но удалять зуб, если он не причиняет беспокойства и нет прямых показаний, непонятно, зачем — это хирургическая операция, при которой могут возникнуть осложнения и т.п. Профилактическая хирургия — это вообще, по сути, бред.

Про серебрение

Есть некий доктор Блэк, светило стоматологии. Его сын еще в 1937 году переиздал посмертно книгу отца, в которой было написано, что в стародавние года врачи-изуверы мазали детям зубы нитратом серебра, а прогрессивное человечество отказалось от этого метода. А у нас сейчас для этого метода вроде как новые материалы появились, и он вовсю используется. В реальности это тупиковый путь, при котором кариес приостанавливается за счет попадания оксида серебра в ткань зуба. Зуб при этом не восстанавливается, дырка как была, так и остается, а зуб становится ярко-черного цвета. Когда врач не знает, как лечить ребенка, гораздо проще помазать его ваткой — зубы станут черными, зато этот ребенок больше к этому врачу не придет. На мой взгляд — хороший способ извести пациента.

Про голливудскую улыбку

Желание приобрести себе истинно голливудскую улыбку — это не к стоматологу, а к психиатру. Это не столько про здоровые зубы, сколько про силиконовые губы, накладные ногти, нарощенные волосы и прочее. А с медицинской точки зрения, это борьба двух стоматологических школ: американской и японской. Американцы выступают за то, чтобы снять всю эмаль и полностью заменить ее. И практически все актеры Голливуда через это проходят — им выставляют идеальный ряд, делают коррекцию линии улыбки и все остальное. Японская школа направлена на максимальную естественность. Что касается вреда и пользы, самая лучшая реставрация для зуба — это собственная эмаль. Другой вопрос, кому чего хочется. Если пациент хочет улыбку цвета унитаза — пожалуйста.

Про брекеты

У нас в популяции 73% людей имеют зубочелюстные аномалии. Если 15–20 лет назад стоимость лечения на брекетах равнялась стоимости автомобиля и тогда трудно было найти врача, который владел бы этой технологией не на словах, то сегодня создана российская школа квалифицированной ортодонтии на несъемной технике, и брекеты стали доступным способом.

Брекеты влияют не только на внешний вид. Если у человека кривые зубы, он, откусывая пищу, постоянно травмирует эмаль, костную ткань, и зубы быстрее разрушаются. С каждым годом исправлять кривые зубы все сложнее: эластичность костной ткани уменьшается, перемещение зубов все более затруднительно, период лечения удлиняется. На молочные зубы брекеты, конечно, не ставятся. Оптимальный возраст лечения на несъемной технике — подростковый, но нет показаний, что нельзя прийти и в пожилом возрасте.

Про ответственность

Принципиальное отличие нашей стоматологии от западной — в ответственности. У нас врач не несет индивидуальную ответственность за свою деятельность. И иск у нас вчиняется юридическому лицу. Врач несет ответственность только перед клиникой. Это не может не сказаться на отношении к работе.

Про соски, бутылки

После года ребенок должен есть с ложки и пить из чашки, и все сосательные девайсы надо из его жизни убирать. До этого можно пользоваться ортодонтическими сосками специальной формы, которые не деформируют небо. Держать соску в чистоте, вовремя ее менять и отказываться после года.

Про мифы

Самый распространенный миф, с которым я воюю повсеместно, это «золотая пилюля» от кариеса. Некоторые родители думают, что можно накормить ребенка волшебной таблеткой, и кариес пройдет без вмешательства стоматолога. Например, многие поставщики БАДов рекламируют свои добавки как средство от кариеса. И употребление этих добавок в пищу приводит родителей к мысли, что раз дети это едят, то кариеса не будет. Особенно если покупка этих таблеток происходит не через аптечную сеть, а через сетевой маркетинг. От кариеса нет таблеток! Лучшее лекарство от кариеса — визит к стоматологу.

Про цены

Цена за лечение складывается из следующих компонентов (примерно): 1/3 — это амортизация оборудования, материалы и т.п., 1/3 — труд врача и ассистента, 1/3 — прибыль клиники. И, в принципе, можно урезать прибыль клиники, можно урезать прибыль врача, но если услуга стоит в 3–4 раза меньше, чем средняя по Москве, значит, клиника жертвует сегментом оборудования и материалов. Это значит, что вам под видом той же технологии продается заведомое фуфло, в которое что-то там не вложили, что должны были вложить, — иначе это не имело бы смысл продавать. Клиника не может работать себе в убыток.

Про стоматологический туризм

Стоматологический туризм — это порочная идея сама по себе. Она снимает с врача, который вас лечит, значительную часть ответственности, так как вероятность повторного визита пациента крайне мала. Одноразовый пациент — одноразовый зуб. Лечись там, где живешь.

Самый лучший критерий при выборе врача — рекомендация друзей. Надо судить о клинике не по внешнему виду вывески, врачей и оборудования, а по довольным или недовольным друзьям.

Про зубные пасты

Пятьдесят лет назад в стоматологии произошел прорыв — ввели фторированные зубные пасты. Изменилась даже картина кариеса. Но не стоит преувеличивать свойства зубной пасты. Главное — все-таки щетка. Зубная щетка должна быть достаточно новой, чтобы щетина стояла вертикально, а не топорщилась во все стороны, иначе и смысла даже в самой прекрасной зубной пасте нет. А паста должна быть в первую очередь вкусной. Если вам паста невкусная, вы будете сокращать время чистки.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter