Иллюстрация: Дарья Рычкова
В поисках новых впечатлений я отправился на днях на ежегодное собрание членов нашего ТСЖ. Вообще-то, мог бы туда не ходить, потому как собственником не являюсь: квартиру купил в кредит, она в залоге у банка, и платить мне за нее еще как пешком до Луны. Но было любопытно.
Поначалу обсуждали дежурные темы типа отчета правления о замененных лежанках и купленных скамейках и утверждения сметы расходов на нынешний год. Все было гладко, пока не подошли к самому острому вопросу: что делать с растущим как на дрожжах числом автовладельцев? Весь двор заставили, наглецы, не пройти и не продохнуть от них! Им и место под стоянку выделили — а все мало. И — неизбежный в таких случаях вывод: запретить к чертовой матери!
Автовладельцев и пешеходов в нашем доме — примерно 50 на 50. Первые в большинстве своем степенны и рассудительны. Вторые — напористы и эмоциональны. Да и вообще они более активны: на собрании пешеходов было явно больше.
Автомобилистам действительно катастрофически не хватает места на отведенной территории. Она может вместить максимум 80—85 машин, а автовладельцев в нашем доме уже более 100. Тот, кто не успел вечером попасть на официальную стоянку, оказывается перед выбором: крутиться в поисках альтернативы или ставить машину на землю, которую пешеходы исторически считают своей. Бесконфликтные люди уезжают. Те, кто понаглей, ставят во дворе. Пешеходам это не нравится, и они находятся в постоянной готовности дать бой зарвавшимся буржуинам.
Представитель автовладельцев взошел на трибуну. «Да, места мало, и запреты не работают, — говорил он. — Но заметьте, на деньги, которые мы платим, покупаются шлагбаум и видеонаблюдение. Охрана стоянки — это еще и поддержание общественного порядка во всем дворе. На наши деньги убирается двор, лестничные клетки и выполняются слесарные работы. Просим разрешить нам ставить машины в один ряд вдоль дома, места останется достаточно, на тротуар никто не претендует. За это мы готовы нанять дополнительного охранника для ночных дежурств и купить еще две камеры». Мужчина вещал с позиции здорового рационализма: мы — вам, вы — нам.
Ошибка выступающего вскрылась моментально. Пешеходы на собрании были представлены по большей части бабушками и молодыми мамами. Автолюбитель огреб по полной программе.
— Ишь, чего удумали! — вскинулась на дыбы бабушка, живущая на первом. — И так от вас никакого покою нет: шум, гам и газами всю квартиру провоняли.
— Вы носитесь по двору, а мы вынуждены доставать из-под колес детей! — с надрывом вскричала молодая женщина. — Вы что, из-за своих машин забыли, что вы сами отцы?
— Ставьте свои машины, где хотите, нас это не касается — таков был общий настрой собрания. Убедившись в бесполезности финансовых выкладок и апелляции к здравому смыслу, выступающий покинул трибуну. Против аргумента «Вы не отцы!» — все равно что против лома.
Я, вообще-то, из тех, бесконфликтных, которые уезжают восвояси при нехватке места, невзирая на внесенную предоплату, и не качаю права. Во дворе я езжу медленно и осторожно, детей не давил, газом никого не травил. На собрании я испытал смесь удивления и злорадства, когда все дружно проголосовали за то, что видеонаблюдение и охрана общественного порядка должны присутствовать. Шлагбаумы работать, а уборщице, слесарям и дворникам следует повысить зарплату. А заплатить за это обязаны автовладельцы. Раскидать плату на все квартиры собрание категорически отказалось. Логика простая: автовладельцы — богатые наглецы, травящие нас газом, пусть они и платят.
Откинувшись на спинку парты в снятом по случаю собрания кабинете близлежащей школы, я размышлял: в сущности, на моих глазах в миниатюре разворачивалось то самое сражение между налогоплательщиками и бюджетополучателями, которое, по утверждению экономически подкованных умников, является основным противоречием современности. Что ж, поведение собравшихся, как и их решение, вполне лежит в русле доминирующего в нашей стране представления о том, что бизнес, а если шире — рабочий люд как таковой, обязан платить исправно, много и при этом не задавать лишних вопросов.
Рабочий люд проигрывает по всем фронтам. Придя почти за полночь с работы, мечтая лишь о чашке чая с бутербродом и подушке, он уже не имеет сил вступать в идеологические битвы с активными иждивенцами, будь то домочадцы, соседи по дому или митингующие коммунисты. Ему проще дать им, чего просят, чтобы оставили его в покое.
Собравшиеся разошлись, вдоволь накричавшись. Автовладельцы уныло курили у подъезда. Зрели радикальные настроения. «Что если плюнуть, дружно перебраться на соседние стоянки? Или не платить пару месяцев. Пусть делают с двором что хотят!» — злился самый буйный. Любопытно посмотреть: что будет, когда пешеходы окажутся перед тем неприятным фактом, что платить слесарям, уборщице, охране и дворникам придется и им тоже?
«Сразу было понятно, что решение не пройдет, — сказал другой, более рассудительный. — А на сколько вырастет наша плата за стоянку с учетом повышения?» Выяснив, что платить надо на пять-десять рублей в день больше, автовладельцы успокоились. Не по-мужски бодаться из-за такой ерунды. «Потянем еще», — решили они и разошлись по домам. Им с утра надо было идти на работу.