У современных историков уже несколько лет большой популярностью пользуется теория "Золотого века" Восточной Европы. Ее сторонники утверждают, что Россия, Украина, Белоруссия, Польша и их соседи были вплоть до конца 17 века богаче стран Западной и Южной Европы. В 18-19 веках из-за промышленной революции, постоянных войн и застоя в общественной жизни они стали отставать от Англии, Франции и стран Южной Европы.
Эта теория основывается на массе объективных фактов. Покупательская способность, денег, оцениваемая как возможность купить зерно, в Варшаве, Кракове и украинском Львове была выше, чем в многих городах Западной Европы. Согласно различным оценкам, в 16 веке реальные зарплаты в польских городах были такими же или превосходили реальные зарплаты в Великобритании. Питались жители Восточной Европы лучше и здоровье у них было крепче, чем у западноевропейцев. Жители Восточной Европы в 16 веке были выше жителей Западной: их средний рост составлял 171,4 см против 170,4 см у британцев и 169,3 см у немцев.
Эксперты из немецкого Max-Planck-Institut für demografische Forschung в своем исследовании решили проверить теорию "Золотого века". И выяснили, что с точки зрения качества человеческого капитала страны Восточной Европы в 16-17 веках отставали от западных стран. Поляки, украинцы, белорусы и русские были образованы хуже голландцев и англичан до начала 20 века.
Кто умел считать 400 лет назад
Образование – ключевой параметр при оценке качества человеческого капитала. В Европе Нового времени речь о повальной грамотности не шла ни в России, ни в Англии. А вот базовые навыки счета – подходящий показатель для сравнения качества человеческого капитала в разных странах.
Чтобы понять, кто действительно был знаком с миром чисел, а кто нет, ученые использовали хитрую методику. Ряд исследований в том числе в беднейших странах Африки, Латинской Америки и Океании, показал, что люди, не умеющие считать, обычно неправильно называют свой возраст. Они его просто округляют, например, 28- или 29-летний человек говорит, что ему 30 лет. Те, кто умеет считать, обычно называют свой возраст правильно и не округляют. Этот метод подходит только для людей старшей 23 лет. Молодые люди, как правило, до определенного возраста точно помнят свой возраст.
В своей работе немецкие ученые использовали данные различных переписей и микропереписей населения, в том числе записи из церковных книг. Обычно в эти данные входило описание человека, данные о поле, возрасте и отношении к главе семьи.
Наперегонки с Польшей
Эксперты рассчитали уровень математической грамотности для нескольких европейских стран. Для России, как и для Польши, в их распоряжении оказались данные с начала XVII века, а для Украины, Белоруссии и Литвы – с XVIII века.
Данные для России не полны, прежде всего, с географической точки зрения. Но все же по ним можно увидеть четкий тренд на повышение уровня математической грамотности, в первую очередь, жителей Москвы.
Анализ показал, что Россия по уровню математической грамотности в начале 17 века существенно отставала от Польши – разрыв составлял примерно 20%. Затем грамотность населения России начала расти и уже в середине века разрыв с Польшей был меньше 5%. В 19 веке уровень образования населения продолжил расти и все проблемы с математической грамотностью были решены примерно к 1900 году. Примерно то же самое произошло и в Польше.
Беларусь, Украина и Литва явно отставали и от Польши, и от России. В середине 18 века уровень математической грамотности в Литве составлял 20%, в Беларуси – 40%, а на Украине – 50%. Уровень образованния населения в Украине начал быстро расти в 19 веке и в какой-то момент был даже выше, чем в России. Отчасти этому способствовали миграция евреев из Литвы и Польши на Украину. В XIX веке уровень математичесокй грамотности стремительно рос и в Беларусии.
Европейская грамота
В XV веке уровень математической грамотности в странах Западной Европы существенно различался. В Нидерландах он составлял примерно 72%, а в Германии – 40%. Самые низкие результаты были на Юге Италии – всего 18% жителей региона умели считать.
Но к началу XVIII века уровень математической грамотности в Германии, Швеции, Великобритании, Австрии, Франции, Испании, Португалии и Италии составлял примерно 80%. В странах Северной Европе к 1800 году он достиг 95%, а к середине XIX века проблемы с математической грамотностью были полностью решены. А вот в Южной Европе с 1730 по 1820-е годы уровень математической грамотности замер на уровне 82% и лишь через какое-то время начал постепенно расти.
Согласно переписи населения 1897 года самые образованные люди в Российской Империи жили в Эстонии, Ливонии и столице – Санкт-Петербурге. В регионе с большой долей крепостных, например, в Беларуссии уровень математической грамотности оставался по европейским меркам очень низким.
Крепость и домострой
Учиться считать жителям Восточной Европы мешали три ключевых фактора, объясняют ученые. Во-первых, регион жил весьма патриархально: женщин счету никто не учил, хотя в той же Голландии в XV веке считать уже умели около 40% женщин. Люди рано женились, жили большими семьями. Один сельскохозяйственный сезон сменялся другим, порядок и жизненный уклад не менялись десятками лет.
Во-вторых, начиная с середины 17 века регион стал ареной постоянных войн. Польшу в 17 веке чуть не уничтожил шведский "Железный потоп", в 18 веке европейские сверхдержавы трижды делили ее территории, пока страна не прекратила свое существование. Россия воевала то с Европой, то с Турцией, то с собственными восставшими крестьянами.
Крепостное право, получившее распространение и в России, и в Польше, и в Литве – третий и главный фактор, сдерживавший развитие человеческого капитала в регионе. Помещики не были заинтересованы в повышении грамотности крестьян, занятых в земледелии или усадебном хозяйстве. Поэтому последний и самый быстрый "рывок" к грамоте Россия сделала сразу после отмены крепостного права в 1861 году.