По утверждению Николая Рериха, сущую бессмыслицу можно получить там, где имелась в виду высокая общественная полезность. Похоже, именно это и случилось с наследием Рерихов в России, судьба которого до сих пор не решена.
В 1974 году для проведения в Советском Союзе передвижных выставок Святослав Рерих временно передал Министерству культуры СССР 288 картин из своей коллекции. Это были работы как самого Святослава Николаевича, так и картины его отца Николая Константиновича Рериха. Выставка прошла по стране с небывалым успехом, пробудив в народе живой интерес к восточным философиям, продолжающийся и по сей день. Тогда Рерих-младший, желая порадовать новых поклонников Живой этики, решил продлить срок пребывания коллекции в стране еще на несколько лет.
Вопрос временного хранения картин между выставками был решен за счет фондов Государственного музея Востока – одного из подразделений Министерства культуры.
Потом в СССР началась перестройка, и Святослав Николаевич понял, что наследие семьи нужно оставить на исторической родине. Единственным его условием было то, что принадлежать коллекция должна не государству, а общественному, тогда еще Советскому фонду Рерихов. В будущем на основе фонда планировалось создать Музей Н.К.Рериха. Соответствующее постановление Совета министров СССР было принято после личной встречи Святослава Рериха с Михаилом Горбачевым. Со своей стороны С.Рерих оформил официальное завещание о передаче фонду своего наследия.
Когда в сентябре 1991 года стало ясно, что Советский Союз прекращает существование, С.Рерих объявил о переименовании Советского фонда Рерихов в Международный центр Рерихов (МЦР). Ни у кого тогда не возникло и тени сомнения, что Центр автоматически станет правопреемником фонда.
В 1993 году Святослав Рерих умер. И тут же коллекция, находившаяся на временном хранении в Музее Востока, была внесена в Государственный музейный фонд. Казалось бы, страшного в этом ничего не было, так как в музейный фонд входят все частные коллекции, находящиеся на территории России, и это вовсе не означает какой-либо их конфискации в пользу государства. Но одновременно с включением в Госфонд директор Музея Востока В.А.Набатчиков перевел картины с временного на постоянное хранение. С этого момента музей стал их фактическим владельцем и передавать их в МЦР уже не собирался.
Узнав об этом, возмущенные представители Международного центра Рерихов начали длительную борьбу за возвращение картин. В течение восьми лет они пытались добиться справедливости, обращаясь во всевозможные инстанции, от ЮНЕСКО до прокуратуры. Однако это не приносило результата. И вот в 2001 году МЦР предъявил иск в Московский арбитражный суд к Министерству культуры о возвращении Музеем Востока завещанных Центру картин. В качестве доказательства права владения было представлено официальное завещание С.Рериха.
На суде, однако, выявилась допущенная Святославом Николаевичем оплошность. Наивный художник полагал, что документ, составленный в Индии и заверенный юристом с международным статусом и Генконсульством СССР, будет иметь юридическую силу и в России. Однако, по мнению суда, бумага эта не соответствует российским нормам права, а потому юридической силой не обладает. Также суду показалась сомнительной и правопреемственность нынешнего Международного рериховского центра по отношению к одноименному Советскому фонду.
В результате арбитражный суд вынес определение, по которому собрание по-прежнему остается в Музее Востока. После этого руководители Центра Рерихов обратились в Счетную палату с просьбой проверить правомерность пребывания картин в музее. Проверка состоялась в конце 2002 года. Ревизоры с самого начала исходили из того, что коллекция по факту изначально принадлежит государству, а потому каких-либо нарушений условий хранения и учета картин, а также их хищений, порчи и прочих злоупотреблений не выявили. Тот же факт, что по воле Рериха картины должны принадлежать независимому общественному объединению, даже не брался в расчет.
И вот в начале июня 2004 года, когда надежд на благополучное разрешение конфликта у Центра Рерихов уже не осталось, Карина Москаленко, адвокат центра, приступила к подготовке иска в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Основанием стал факт нарушения прав наследодателя. И тут неожиданно пришла помощь, откуда ее меньше всего ожидали, – от главного идеологического оппонента, православной церкви. Оказалось, что большая часть фондов Музея Востока располагается в здании бывшего храма Ильи Пророка на Воронцовом Поле. Вновь созданная церковная община этого закрытого при советской власти храма, справлявшая богослужения в одном из окрестных домов, решила вернуть себе здание, выселив музей. Для этого прихожане подали исковое заявление в Московский арбитражный суд.
Судя по всему, вмешательство прихожан церкви Ильи Пророка значительно ослабит позиции Музея Востока в борьбе за рериховское наследство. Ведь в случае удовлетворения иска церковной общины фонды музея будут существенно уплотнены, что незамедлительно скажется на условиях хранения экспонатов. Смогут ли в новых условиях государственные музейщики обеспечить должную сохранность бесценных картин?
Еще одним аргументом в пользу Международного центра Рерихов станет то, что за время тяжбы он успел создать в Москве, в бывшей усадьбе Лопухиных, свой собственный негосударственный Музей Н.К.Рериха. Но, скорее всего, только Страсбургский суд по правам человека сможет поставить точку в этом длящемся почти 14 лет противостоянии.