Атлас
Войти  

Также по теме

Вокзал оцепенел, онемевает док

Все застыли и ждут, «когда это закончится». Вот еще пару недель, три месяца, к сентябрю. Но само по себе «это» не закончится никогда

  • 11558
Удав и кролик

В воздухе повисло некоторое оцепенение. По всей стране почти в один день в НКО пришли комплексные проверки. В новостных лентах об этом сообщили, разумеется, все, у кого в них встречаются еще новости, но ни одного аналитического текста о том, почему это произошло именно сейчас, спустя довольно долгое время после принятия соответствующего закона, мне не попалось. И вообще, кажется, ни одного аналитического текста. Видимо, тут все ясно.

И все спрашивают себя о другом. Например: «Когда это закончится?»

Российские власти закрывают дело об убийстве Сергея Магнитского. С их опытом они могли бы держать его открытым еще очень долго, но нет. Это можно было бы понять как желание зафиксировать новую точку: «закон Магнитского» принят, власти считают, что ничего не было, начинается позиционная война. Но нет, мертвого Магнитского продолжают судить. Зачем? Из сугубо иррациональных соображений? Или просто в смысле «родной земли врагу не отдадим ни пяди»? Никаких внятных предположений не слышно. По-видимому, тут тоже все ясно.

Новый министр обороны Шойгу просит отрубить своему ведомству правую руку, чтобы та не соблазняла его, — то есть просто отобрать у министерства все функции, которые потенциально связаны с возможностью воровства. Буквально так: «Заберите все 300 заводов, 37 тысяч слесарей и токарей, заберите вместе с ремонтом и вместе с деньгами!» Что там вообще происходит, в армии? Что, например, в верхушке армии думают о происходящем в стране? И думают ли там о чем-нибудь, кроме размеров оборонного заказа и выполнения плана по призыву? И здесь, вероятно, все всем понятно.

Офицеры ФСБ объявляют забастовку; сенаторы подают в отставку; Павел Гусев воюет с Думой; Дума топчет «МК» и остальные СМИ в порядке джентльменства и духовности; писатель главного оппозиционного твиттера публично кается в сотрудничестве с «Лигой безопасного интернета», даже не пытаясь выглядеть при этом искренне (или хотя бы просто) расстроенным; РАН грозит свергнуть министра образования. Академик оной РАН Р.Нигматулин на МЭФ призывает повысить покупательскую способность населения, выделив на это очень много денег, которые до того будут собраны через введение прогрессивного налога. Приглашенный на то же мероприятие Иммануил Валлерстайн заседает вместе с Якуниным и Дмитриевой на предмет смерти рыночного фундаментализма.

Когда это закончится? А что «это»?


Неприятнее всего, что никто не задает вопросов по делу — и вообще никаких особенных вопросов

Наконец, Общественная палата РФ решает больше не придуриваться и как нельзя прозрачнее намекнуть городу и миру, каково ее место в системе принятия государственных решений. С этой целью она проводит круглый стол на тему «Хоровое пение — основа семьи, общества, народа». Вывешенный на сайте официальный пресс-релиз имеет название «И, конечно, припевать лучше хором». Ну поняли, да.

В довершение всего с неба каждый день падает снег.

Все это, правду сказать, не очень смешно, а скорее страшновато. Не только потому, что детям, вышедшим на Красную площадь протестовать против прописки, грозят семью годами тюрьмы; не только из-за «Болотного дела»; не только потому, что (подставьте нужное). Неприятнее всего повисшее в воздухе оцепенение. Неприятнее всего, что никто не задает вопросов по делу — и вообще никаких особенных вопросов. Как если бы все было понятно — и, в общем, шло каким-то естественным, ожидаемым чередом. Вот и КС оппозиции принял недавно план протестных действий. В нем значатся два больших собрания и еженедельные прогулки.

Такое впечатление, что никто не может поверить в реальность происходящего. Все ведут себя так, как будто ждут, что все это закончится — вдруг и само по себе, неизвестным науке способом. Вопрос только — когда? В принципе, вероятность, что да, закончится, — есть. Поскрипывание тектонических плит и обрушение конструкционных элементов могут свидетельствовать о нарастающих в системе напряжениях и о том, что она идет вразнос. Но скорее, что это она идет не вразнос, а на нас, граждан Российской Федерации.

А снег нет, снег идет сам по себе. Просто падает, но каждый день.

Возможно, это мне только кажется, что общество застыло перед реакцией, как кролик перед удавом; возможно, где-то копятся какие-то силы — тоже хотелось бы знать, что за силы, а особенно — что будет, когда их скопится достаточно. Но в текущей ситуации на вопрос «Когда все это закончится?» мы можем услышать в ответ только одно: «Никогда».

То есть снег, по всей вероятности, прекратится и растает. А в остальном жизнь требует человеческого вмешательства. Ну или хотя бы иногда просыпаться.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter