Атлас
Войти  

Также по теме

Во кузнице

  • 1890

Сама по себе художественная ковка - элемент в первую очередь эстетический, украшательный, и уже во-вторых - функциональный. Кованые украшения - последний штрих, дополнение к общему стилю дома вроде красивого вензеля в конце каллиграфически выписанного письма. На участке коваными могут быть забор, ворота, беседки, фонари, скамейки. В доме - ажурные решетки на окнах, перила, балконные ограждения, каминные принадлежности и многие другие мелочи вроде подсвечников и даже шампуров, вилок и сковородок.

Чтобы ковка гармонично сочеталась с общим стилем, дополняла и подчеркивала его, а не разрушала, она должна быть выполнена хорошим мастером и по грамотным эскизам. "Кузнец в первую очередь - художник, - рассказывает кузнец Максим Меньшиков, - а вот заказчик часто, увы, наоборот. Однажды пришел к нам такой, показывает эскиз и говорит: "Вот, хочу это". Я смотрю и вижу, что деятель взял из журнала готическую и барочную ограды и сложил их вместе. Получились стрельчатые завершения над барочными цветочками - аляповато и наворочено, как если хрущевку расписать ангелочками. К счастью, с недавних пор появилась новая тенденция: архитекторы все чаще закладывают кованые элементы в проект загородного дома. В идеале зодчий, краснодеревщик, кузнец и ландшафтный дизайнер должны работать согласованно, в одной команде, тогда получается красиво. И незаметно. A чересчур заметной ковка становится в единственном случае - когда она не к месту, это даже неспециалисту всегда в глаза бросается".

Качество ковки можно определить по нескольким деталям, которые просто обязаны присутствовать в любом кузнечном изделии. Вот, например, одна из них - хомут. Раньше, когда сварка еще не была изобретена, части изделия соединялись вместе кольцом из железного прута или полосы. Правильный кузнец все сварные швы зашлифует до полной незаметности и закроет хомутом. Что не только красивее, но еще и надежнее. Еще очень важно, как выполнены острые листовидные наконечники прутьев забора. Они делаются ударом молота по раскаленному металлу, а не режутся из листа железа и не привариваются потом к заготовке.

Кузнечное дело за последние триста лет почти не изменилось. Несмотря на то что появились такие удивительные машины, как пневматический молот, "шлеп-нога", отрезные станки и электрический горн, главным по-прежнему остаются руки кузнеца и его верный глаз. Поэтому кованые изделия делаются небыстро и стоят дорого. "Цена квадратного метра забора - от двадцати долларов, - продолжает Максим Меньшиков, - но может стоить и тысячу. Стоячий уличный фонарь изготовят за сотню, но это будет самый простой и примитивный светильник. A вот высокохудожественный, со многими сложными деталями легко потянет на полторы тысячи. Хороший каминный набор идет от 450-500 долларов. Стол с двумя креслами поточной модели можно заказать и за 250-300 долларов, а вот авторская работа по индивидуальным эскизам обойдется не меньше чем в тысячу-полторы. Поставить на него кованый же подсвечник - еще тридцать долларов. На самом деле сам материал стоит недорого. Большая часть денег уходит на оплату квалифицированного ручного труда. И чем дальше конечное изделие по форме от железной палки, из которой оно делалось, чем больше в нем разнообразных деталей, тем больше в него вложено сил и тем оно дороже. Сложный заказ иногда выполняется несколько месяцев - ведь над одним замысловатым элементом кузнец трудится несколько дней, а таких может быть сотня".

Если заказ берутся выполнять на совесть, то кузнец выезжает сначала на объект, смотрит, где будет стоять тот же забор или беседка. Потом рисует десятка полтора эскизов и утверждает один из них у заказчика, после чего нужно внести задаток, который, как правило, составляет около 70% от общей стоимости заказа. Закупает обычный прокат в виде прутьев разной формы и толщины. Делает пробный метр и везет клиенту. Тот говорит: "О, это то, что мне нужно, только давайте вы здесь добавите такую фитюльку, там такую, а это все уберите". Делается еще один пробный вариант, и если заказчик его одобряет, то после этого заказ уже выполняется полностью. По очереди выполняются все необходимые элементы: пятьсот одних, пятьсот других, потом они собираются на особом большом столе. (В любой момент заказчик может приехать посмотреть, как продвигается работа.) Затем изделие красится - делается это для сохранения его от коррозии. В зависимости от технологии нанесения и качества краски ее придется подновлять либо каждый сезон, либо раз в три-четыре года. Обычно железо красят в черный цвет, хотя тут возможны любые варианты, хоть под бронзу. Особенно красиво смотрятся вороненые изделия, но это уже не вариант окраски, а результат обработки по старинной технологии, когда предмет окунается в масло, а потом прокаливается над огнем, и так несколько раз. В результате масло впитывается в железо, которое после этого не ржавеет и приобретает благородную матовую поверхность. Правда, забор воронить вам никто не станет - такой обработке подвергают только небольшие цельные вещи.

Наконец, все везется на место и монтируется кузнецами с парой-тройкой приглашенных рабочих, что занимает обычно день, после чего происходит окончательный расчет с клиентом.

Платить за ковку, конечно, приходится дорого, иногда даже очень. Зато продуманная качественная работа хорошего кузнеца при правильном уходе будет радовать глаз и детей, и внуков заказчика.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter