Май 2005 года,
Грузовой терминал
20 мая 2005 года, Москва, пожарная каланча в Рыбниковом переулке, вечеринка журнала «Афиша»
В корпоративном мире новый вид спорта — кто найдет самое необычное место для вечеринки. Гуляли и в трамвайном депо, и на вокзале, и на колхозном рынке, теперь — в пожарной части. Из окон каланчи разряженных гостей разглядывают пожарные. Вот-вот должно начаться огненное представление под названием «Камикадзе-шоу». Огонь начинает распространяться от сцены. Шоу очень похоже на обыкновенный пожар.Пожарные выбегают на сцену и начинают все тушить. Гости в восторге от придумки организаторов. Затем на сцену выскакивают пять длинноволосых девушек и абсолютно синхронно начинают размахивать горящими шарами на цепочках. В миллиметре от собственного тела. Их руководитель Тимофей меж тем сжимает от злости кулаки: «Вот ведь говорил же организаторам не подпускать никого на восемь метров к нашему оборудованию.
11 июля 2005 года, Москва, Парк культуры им. Горького, клуб «Парк», вечеринка журнала Rolling Stone, 20.03
Обычный фуршет. На сцене чеканит
1996 год, Петербург, Стрельня, рейв
Члены петербургского художественного объединения «Речники» выходят на сцену и дышат огнем. Присутствующие в эйфории. Рейв, амфетамины и живой огонь в чистом поле — убойный коктейль. Такого здесь еще никто не делал, разве что Олег Попов на арене цирка. И это только начало.
Хотя началась вся эта пиромания еще в начале девяностых. Роман Грузов, один из «речников», в то время познакомился в Берлине с английской группой Mutoid Waste («Мутирующий мусор») — помогал им переводить инструкции к двум самолетам МиГ, которые те без особых усилий украли у покидающей Германию Советской армии. Грузов начал принимать участие в огненных перформансах, на которых специализировались англичане. Они купили несколько советскоармейских грузовиков за 800 марок, колесили на них по Европе и поджигали без всякого спросу на площадях (целый год на Потсдамер-плац, например, собирая
Грузов вернулся в Петербург и стал обучать огненным премудростям «Речников». Они сделали огнеметы, сконструировали огромную металлическую крысу-робота, с которой сражались на бензопилах, крутили «солнышко» на горящих качелях, забирались в искрящий, как меч джедая, железный шар, к которому были прикреплены электроды. «Речник» Майкл Тумблер чуть ли не на каждом шоу резал себя до мяса — у него заниженный болевой порог, и он мог себе это позволить. На одном из рейвов в ТЮЗе на Грузова надели кандалы, посадили его в клетку и подвесили к потолку. По помосту к нему подобрались его коллеги и распилили клетку и кандалы. Освобожденный Грузов прыгнул в зал с
От греха подальше «Речники» завели мегафон и стали перед каждым шоу объявлять, что все у них
1 января 2002 года, клуб «Грязные танцы», новогодняя вечеринка
В два часа ночи на сцену выходят девочки из «Камикадзе-шоу». Стройные, высокие, фигуристые. Их предводитель Тимофей Байер засовывает себе в рот огненный тампон, вытаскивает, а рот и язык продолжают гореть. С потолка начинает литься вода — срабатывает пожарная сигнализация. Люди на мгновение замирают, а потом начинают так кричать и веселиться, будто ничего выпито и съедено до сих пор не было. Тимофей про себя радуется, что вовремя взял у организаторов предоплату.
У Тимофея огромные ласковые глаза. Может, благодаря им все и получилось — отказать таким глазам невозможно. Он закончил Свердловский театральный институт, 3 года проработал в театре Виктюка. Ушел, оказался на Арбате и начал там жонглировать. Встретил человека, который ходил по стеклам, они соединились, начали крутить огни и делать свое шоу. Это был отличный бизнес, даже лучше, чем сейчас. У Тимофея обнаружился талант внушать прохожим, что ему деньги нужны больше, чем им. Он не просил — просто работал. И денег было не сосчитать. Так продолжалось 5 лет. Потом Тимофей стал предлагать себя корпоративным клиентам в качестве шоумена и огневика — те тоже не смогли отказать, как не смогла отказать и прогуливавшаяся однажды по Арбату Маша, которая теперь с ним живет и работает, и еще 8 артисток «Камикадзе-шоу».
Другие огневики над Тимофеем подшучивают, мол, выбрал самый легкий путь: набрал красивых девушек и дал им огонь. Гоу-гоу-герлс — беспроигрышный вариант. Тимофею все равно, что говорят. Под трансовую музыку его артисты репетируют по 3 часа каждый день в ДК «Взлет» на улице Раменки. Тимофей любя и играючи так тренирует
Девочки репетируют птицу.
— Тимофей, а если
— Ну и пошли в жопу. Бедрышки, девочки, бедрышки. Секси. Работаем.
Август 2003 года, «Корабль дураков» Вячеслава Полунина
Уже две недели теплоход «Дон», переименованный Полуниным в «Корабль дураков» и нашпигованный актерами, клоунами и художниками, плавает по Волге. Каждый день — праздник. Отмечают то Новый год, то 9 Мая, то 23 февраля. Сегодняшний день объявлен 8 Марта. В 6 утра мужчины принесли женщинам кофе в постель и выдали им обходные листы. Чтобы попасть на заключительное шоу вечером, девушки должны обойти 250 медкабинетов. В массажном кабинете творится
Берладин, невысокий мужчина с бородой и в вязаной шапочке, похожий на старичка-боровичка, делал уличные спектакли в Испании и Италии. Потом собрал в Москве мальчиков и девочек, которые видели или слышали, как работают с огнем в Европе, но мало что умели, и создал огненный «Экс-театр». Театр, который никогда не репетирует, потому что Берладин считает, что репетиции уничтожат легкость и непосредственность их выступлений. О том, что будет происходить на сцене, ребята просто договариваются.
«Экс-театр» — самое многочисленное огненное шоу в Москве и уж точно самое шумное. Под звуки труб, барабанов и изрыгающего пламя органа они ездят на огненной карете, танцуют на огненной сковороде в замкнутом кругу пламени, прыгают через огненные скакалки, носят горящие ярким пламенем юбки и шляпы. Берладин в шутку пишет свою фамилию как Ber Laden.
Кажется, у этих людей совсем нет чувства страха. Но правила просты: осторожность, аккуратность, бдительность. Ведь человек, когда зажигает спичку, не будет ее до конца держать. На животном уровне существует страх обжечься, поэтому главное — вовремя остановиться. Огневики больше не могут позволить себе обгорать и надолго выходить из строя — тогда их деньги получит
Сколько в «Экс-театре» актеров, подсчитать непросто. В подвале одного из дворов на Бауманской, где они обитают, из всех щелей кто-нибудь да выползет. Они и сами не знают, сколько их: то и дело
Эта стратегия более затратная, но и более перспективная. Клиент становится все более изощренным. Выйти на сцену и покрутить кое-как горящие шары — этим уже никого не удивишь. Вот устроить корпоративную вечеринку на подмосковном полигоне, где в качестве кульминации праздника взрыв пяти новеньких иномарок, — вот это в духе времени. Чем безумнее идея, тем, как ни странно, легче ее продать.
«Экс-театр» пока взрывы иномарок не осваивал, но ребята подумывают в качестве подработки на базе театра открыть крематорий и устраивать похороны под огненное шоу. «Я убежден, что будет очень много заказов. — Шутит — не шутит Берладин, непонятно. — Найдутся сумасшедшие. Мы бы это делали не в грустном, а в траурно-сдержанном ключе». «Он был горячим человеком» — бабах, и орган, — вступает долговязый Олег. — Или: «Он сгорел на работе» — бабах, и девушка появляется на горящей сковороде. Вот доктор Спок придумал себе похороны, на которых бегали клоуны на ходулях, и ничего«.
Май 2004 года, Старый Арбат, свадьба
Женится один из начальников московского ГИБДД,
«Огненных людей» придумали Вика и Гера. Их то пять, до десять, то пятнадцать — зависит от того, где выступают.Все мальчики и лишь одна беременная девочка. Вика на
3 июля 2005 года, Петербургский государственный университет
Sun People, Вика и Валя, танцуют с огнем. У нее рыжие волосы до пояса, у него — черные до плеч. Танцуют синхронно, нежно и трогательно. Сразу видно, что они влюблены. От мысли, а вдруг спалят здание, студентам боязно и приятно. Огневики выходят наружу и выманивают за собой зал. Играют друг с другом в футбол горящим мячом, потом делают пас зрителям. Те вначале шарахаются, но затем несколько человек уже вовсю лупят по мячу. Вика раздает людям горящие скакалки — и тоже находятся желающие. С Sun People так всегда: вроде бы их всего двое, но под конец в их шоу участвует толпа.
Он композитор, она художник по костюмам. Он писал музыку дома у компьютера, она работала в «Экс-театре». Они встретились и решили создать шоу,в котором все делают только они — и костюмы, и музыку, и танцы, и огонь. Они рисуют огнем, пишут огнем, прыгают по огненным «классикам». Репетируют на даче, возле маленькой деревянной хибары, которая, кажется, еще чуть-чуть — и сгорит.
Похоже, что все огневики немного не в себе: они всерьез говорят, что чувствуют огонь, но при этом страдают от того, что до конца понять его не могут. Работают и в дождь, и в снег — керосин под дождем даже лучше горит. И нет у них специальных костюмов, пропитанных защитной жидкостью, — это лоховство. Обжигаются, но уже привыкли к тому, что у них постоянно подпалены ресницы или брови. Ладно, брови, бывает, обмотается вокруг шеи огненная скакалка, или раскаленная цепь вокруг рук, или горящая сетка попадет на лицо. Но огневики считают, что это даже и полезно — кожа обновляется, и утверждают, что через 2 дня ожоги проходят, достаточно помазать облепиховым маслом. От них пахнет керосином и гарью — они считают керосин парфюмом XXI века. Но как бы уверенно ни выглядели огневики, им тоже страшно. Они ведь знают, что контролировать огонь в принципе невозможно, поэтому, когда отчасти получается, их это очень сильно вставляет.
11 июля 2005 года, Москва, Парк культуры им. Горького, клуб «Парк», вечеринка журнала Rolling Stone, 19.30
Случайно оказавшийся на вечеринке оператор фильма «
— Вот из Калининграда вернулся, взрывал там столитровый бак с керосином на байк-шоу, заполучили
— А здесь чего делаешь?
— Эффект расстрела людей. Двое с автоматами будут стрелять в толпу, а каскадеры падать, будто мертвые. Такова режиссерская мысль. Люди на празднике отдыхают, ничего не знают, а тут у них на глазах людей убивают. Я думаю, всем понравится. Главное, чтобы скорую не вызывали. Буду создавать эффект попадания пуль и взрывов, сидеть, смотреть и радоваться, что на самом деле все целы и невредимы.
— А скольких убьют?
— Шестерых. Да все нормально.- Гребенников видит недоверие в глазах Симонова. — А в одиннадцать будет фейерверк, нормальный, человеческий. Все хорошо будет.
Огневики говорят, что пройдет три года и таких, как они, появятся полчища. И они будут повсюду. А куда заведет полет режиссерской мысли, можно только гадать.
Фотографии: Павел Самохвалов, Сергей Леонтьев
«Я видел, как люди крутят огонь, и до встречи с Викой, — говорит Валя. — Но мне никогда не хотелось этим заниматься. Когда увидел Вику, то сразу захотел, потому что она совсем
«Я в
«Идея работать со стихиями очень плодотворная, — рассказывает руководитель „Экс-театра“ Юрий Берладин. — Огонь освоили, подбираемся к воде. Построили плот, чтобы выступать на озерах и реках, — будем поджигать воду. Нас удручает, когда другие коллективы начинают копировать нас и наши объекты. По Москве уже крутится шоу с тем же набором, как у нас: огненные шляпы, ходули, прыгалки. Не знаю, кто и зачем, ведь это же себе антиреклама. Пусть больше сами придумывают». «Мы такие замарашки, — говорит актриса театра Наташа. — Не все смогли бы в этой копоти и саже работать. Мы чумазые. Мне очень хочется отмыться, но никак не получается. Только отмоешься — опять пачкаешься».
Миша — жонглер, степист и осветитель в цирке, Андрон — актер, 10 лет играл в театре, Дима закончил журфак, работал осветителем, пока не переквалифицировался в огневика. Гера хотел поступить во ВГИК и снять фильм про огонь, но, сидя на даче и глядя в печку, подумал, что и так с огнем разберется; 3 года выступал в «Экс-театре», а потом вместе с Викой решил сделать собственный проект — так и получились «Огненные люди». Вике 22, ее коллегам за 30, хотя чаще всего именно Вика ими руководит. «Репетируем где попадется, — рассказывает она, — в саду „Эрмитаж“, во дворе, в парках. У нас половина команды — пьющие, половина — нет, но алкоголь никак не влияет на огонь, от него лучше не горит. Вот только можно