О страхе перед людьми с особенностями развития
Я совершенно не помню, как и когда мне в первый раз пришла в голову мысль стать психологом, но в 14 лет я уже точно знала, что им буду. Закончила школу, поступила на психфак. И вот однажды нам объявили, что следующая практика у нас будет в Центре лечебной педагогики (ЦЛП), где помогают детям с особенностями развития. Особенности и нарушения бывают разные: интеллектуальные, эмоционально-волевые, речевые, двигательные. Некоторым детям сложно общаться.
Хорошо помню свои ощущения — идти туда не хотелось. Описание звучало как-то грустно, и желания увидеть все своими глазами не возникало. До ЦЛП я ни разу в жизни не сталкивалась с людьми с ограниченными возможностями и ничего хорошего от этой встречи не ждала. Но оказалось, что там все совсем не траурно: дети улыбаются, занимаются какими-то интересными штуками, у них обычные родители, которые задаются обычными вопросами. И мне сразу понравилось, что все, кто там работает, очень увлечены своей работой. Им правда интересны эти дети и эти взрослые — не как пациенты, а как люди. В результате в ЦЛП я прошла путь от практиканта до самостоятельного педагога.
О «Квартире» Центра лечебной педагогики
В центре довольно давно мечтали сделать место, где подростки с ОВЗ могли бы готовиться к самостоятельной жизни. В 2006 году при 21-м колледже открыли «особые мастерские» — воспитанники выбирают ремесло и его осваивают. Профессии предлагают разные — гончарные, столярные, швейно-ткацкие или художественно-полиграфические.
Через 3 года директор колледжа Николай Дорофеевич Раздобаров предложил сделать для воспитанников «мастерских» еще и тренировочную «квартиру», чтобы не только обучать их профессии, но и учить жить практически самостоятельно, лишь при небольшой поддержке специалистов. Для этого Раздобаров выделил отдельное крыло в общежитии для детей-сирот.
Мы хотим с помощью «Квартиры» показать, что люди с ограниченными возможностями могут существовать самостоятельно — лишь при небольшой поддержке специалистов
Концепцию «Квартиры» мы писали в конце 2009 года, но открыть смогли лишь через год — много времени ушло на ремонт и перестройку. В «Квартире» 6 комнат: в трех живут «жильцы квартиры», одна закреплена за теми, кто работает в проекте, и еще есть гостиная и кухня. Одновременно здесь могут остаться на ночь только 6 человек, не считая кураторов. «Квартира» работает с 16.00 до 9.00 с понедельника по утро пятницы.
Сейчас подростки могут жить в «Квартире» только временно — срок обговаривается заранее. После того как этот срок заканчивается, подростки снова возвращаются в семьи. Но родители не смогут всегда заботиться о них и всем обеспечивать — и опыт жизни в «Квартире» готовит их к тому, что когда-то им придется заботиться о себе самим.
День в «Квартире» выглядит так: в пять часов вечера общее собрание, на котором обсуждают прошедший день и планы на вечер, потом свободное время, в которое можно заниматься своими делами или вести индивидуальные беседы с кем-либо из кураторов. По вечерам у ребят проходят разные занятия. В 8 часов ужин, меню которого обычно обсуждают заранее, чтобы было время сходить в магазин и купить все необходимое. Ужины обычно тематические: кураторы вместе с жильцами квартиры выбирают какую-нибудь страну и стараются приготовить какие-то национальные блюда. Часов в 10 все расходятся по комнатам. В 9 утра квартиранты разъезжаются либо в колледж, либо домой.
Занятия у ребят разные. Есть, например, театральное ателье — в течение минуты участники импровизируют на заданную тему, это снимается на камеру, а на следующем занятии все обсуждают, что получилось. Все очень любят уроки аргентинского танго. Кроме занятий в «Квартире» мы выбираемся с ребятами во всякие интересные места — недавно ездили с теми, кто интересуется музыкой и сценой, в музыкальную студию группы «А-Студио», ребята там записали по своей песне. Пообщались, поговорили о музыке — было очень интересно. Это такие точечные акции — они не для всех сразу, а для тех, кто чем-то конкретным интересуется, к чему-то стремится.
Эта наша привычка — во всем винить государство, сравнивая нашу жизнь с тем, что происходит за границей, — пагубна
О желаниях и мире человеческих отношений
Общая проблема всех ребят, которые приходят в колледж и затем попадают к нам в «Квартиру», в том, что у них часто нет собственных желаний и стремлений. Много лет они живут в очень специальном мире, ими постоянно занимаются, они не субъекты, а объекты заботы и ухода. Они к этому привыкают, поэтому им невероятно тяжело самим чего-то захотеть. И вот это, пожалуй, главная цель проекта — чтобы эти люди научились быть самостоятельными и прислушиваться к своим желаниям и интересам. Недостаточно просто сделать место, куда приходили бы люди с ограниченными возможностями, — с ними нужно работать. Моя работа в проекте и состоит в том, чтобы помочь участникам включиться в жизнь общества. У каждого свой путь — кто-то хорошо рисует, без всяких скидок на диагноз, кто-то пишет стихи и вполне может участвовать в поэтических слэмах, кто-то фотографирует, кто-то занимается фольклорными танцами; у нас есть человек, который очень любит готовить, а другой увлекается гаджетами и может все починить, подключить и настроить. Да, есть сложности, и никто из организаторов «Квартиры» не призывает их камуфлировать, но тем не менее всегда следует помнить, что участники проекта — не сборище инвалидов, а люди.
Мы делаем ставку не на восполнение дефицитарных функций, а на то, что в каждом из них есть что-то, что может им позволить на равных вписываться в мир отношений с другими людьми. На то, что позволит нашим молодым людям в отношениях с «другим» репрезентировать себя в ином качестве, нежели человек с особенностями развития, инвалид, аутист, человек с ограниченными возможностями здоровья.
О государстве и инициативных людях
Проект «Квартира» был открыт в декабре 2010-го, а в феврале я поехала в Финляндию посмотреть, как подобные заведения функционируют у них и как там организовано трудоустройство людей с ограниченными возможностями. Из финского опыта я сделала один вывод: все зависит только от частной инициативы. Эта наша привычка — во всем винить государство, сравнивая нашу жизнь с тем, что происходит за границей, — пагубна. Везде все зависит только от конкретных людей, которые ходят по инстанциям, просят, объясняют, требуют, ломают стереотипы и т.п. В Финляндии тоже были времена, когда на построенный в престижном районе дом для инвалидов постоянно сыпались жалобы, жилплощадь рядом дешевела и на людей с ОВЗ показывали пальцем. Ситуация изменилась не за год и не за два. И у нас она тоже начинает меняться.