Аня Саранг, президент Фонда имени Андрея Рылькова
— Грубые нарушения свободы информации стали «нормальным» поведением со стороны Роскомнадзора в России. В данном случае действия органа «оправдываются» необходимостью борьбы с наркотиками. Однако еще нигде в мире ограничение доступа к научной информации, в том числе и о запрещенных для рекреационного использования веществах, не приводило к снижению их употребления. Напротив, ограничение информации ведет к повышению вредных последствий, связанных с наркотиками. Как для отдельных людей, так и для всего общества.
Подобные действия со стороны органов власти являются нарушением многочисленных международных соглашений России и нарушением ряда прав человека, в частности права на пользование результатами научного прогресса и их практического применения, права на свободу доступа к информации, права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Эти права обозначены в Конституции Российской Федерации, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и во Всеобщей декларации прав человека.
«Подобные действия со стороны органов власти являются нарушением многочисленных международных соглашений России»
Наша организация, Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости им. Андрея Рылькова, занимается защитой прав человека и продвижением гуманной наркополитики в России. Мы уже неоднократно подавали жалобы в ООН на нарушение норм международного права со стороны российских властей. В том числе когда наш собственный сайт, содержащий научную информацию о медицинском лечении наркозависимости — заместительной терапии метадоном, был заблокирован ФСКН, мы подали жалобу не только в ЕСПЧ, но и в ЮНЕСКО. Однако в ЮНЕСКО предпочли не оказывать отпор российским властям и, по сути, отстранилось от принятия какой-либо рекомендации в адрес России по данному вопросу.
Теперь, спустя три года, власти России блокируют «Википедию», и подобные грубые нарушения прав человека уже никого не удивляют, это стало нормой. Это очень печально, так как хотелось бы, чтобы граждане России более активно защищали свои права. Но многие провайдеры и ресурсы просто покорно приняли решения Роскомнадзора или ФСКН, не пытаясь отстаивать свои права в суде.
Давид Хомак, основатель интернет-энциклопедии «Луркоморье»
— ФСКН продолжает свой многолетний поход против культуры, но теперь при поддержке Роскомнадзора. Не очень понятно, верят ли эти люди в то, что делают; скорее нет, судя по количеству сотрудников ФСКН, которые попадаются на торговле наркотиками. Скорее это борьба с тем, с чем бороться проще всего. Десять лет назад ФСКН изымала книги из магазинов и боролась с издательством «Ультра.Культура» покойного Ильи Кормильцева.
В наши дни она борется с энциклопедиями и прочими формами знания: «Луркморье» они уже дотоптали, теперь решили, что и «Википедия» им по плечу. Вообще-то дело службы — контролировать и пресекать незаконный оборот наркотиков. Но они сражаются с законным — обезболивающим для раковых больных и заместительной терапией для наркоманов. А также прижимают онлайновые ресурсы за описание этих самых наркотиков.
Всего они используют три повода для борьбы с информацией в сети. Например, могут заблокировать за «описание способов употребления». То есть наблюдения за тем, что табак курят, водку пьют, а кокаин, допустим… А, нет, стоп, если мы скажем, что делают с кокаином или марихуаной, то Роскомнадзор может заблокировать весь сайт.
«если мы скажем, что делают с кокаином или марихуаной, то Роскомнадзор может заблокировать весь сайт»
Блокируют за «описание способов получения». Если мы скажем, что кокаин добывается из листьев латиноамериканского растения и уточним, из какого, — это повод блокировать весь сайт.
Могут заблокировать еще за «пропаганду употребления наркотиков». То есть если написать, что от применения того или иного препарата человек не превратится в зомби и не пойдет убивать, сайт заблокируют.
Упоминание опыта заместительной терапии в Европе тоже считается пропагандой. Ну и, наконец, непримиримую борьбу эксперты ФСКН и Роскомнадзора ведут с иллюстрациями, в том числе к старым детским книжкам. Шприц? У Айболита? Надо запретить!
Доводы разума тут не действуют, оспорить принятое без суда решение невозможно — ни в суде, ни на месте. Коммерческие сайты вынуждены подчиняться, иначе их никто в России не увидит. Некоммерческие сайты могут делать что угодно. «Луркоморье» заблокировали еще весной, но письма счастья мы получаем до сих пор. Недавно был юбилей — сто страниц в реестре.