ЗВЕЗДЫ
Марсель Вандерс
Fishnet Chair
Голландец Вандерс вплотную приближается к категории суперзвезд — к Старку, Марку Ньюсону, Рону Араду: в этом году в Милане у него была поражающая размахом персональная выставка. Вандерс делает остроумные и при этом довольно тонкие вещи, не лишенные некоторой патологии, — в 90-е, когда он начинал, господствовал сухой и манерный минимализм, и ничего похожего никто не делал. Невероятно продуктивен и влиятелен — в частности, как сооснователь компании Moooi и участник голландского дизайнерского сообщества Droog Design, более других повлиявшего на историю дизайна 90-х. Его работы есть практически во всех музеях дизайна и современного искусства — от MoMA до Victoria & Albert Museum и Stedelijk.
B.L.O. Lamp
Crochet Table
Egg Vase
Airborne Snotty Vase
Knotted Chair
B.L.O. Lamp неплохо иллюстрирует подход Вандерса к предметному дизайну: она сделана в виде свечки и выключается, когда на нее дуешь, то есть это
Константин Грчич
Бывший краснодеревщик, последовательно продолжающий идеи модернизма. Первая реакция на его работы обычно негативная — они совершенно не стремятся понравиться, даже наоборот. Лишь потом становится понятно, что в эти предметы очень много всего вложено, в них нет ничего случайного — это результат довольно тонкой и глубокой работы. Среди клиентов — MUJI, Whirlpool, Flos, Cappellini и, скажем, Krups, для которого Грчич разрабатывал дизайн миксеров и блендеров.
Mayday Lamp
Chair_One
Стиль, в котором работает Грчич, можно назвать романтическим модернизмом. Грчич идеализирует, романтизирует идеи модернизма, разработанные в Баухаусе и Вхутемасе, — предмет должен быть полезен, прост, массово воспроизводим, форма и материал должны соответствовать функции. Но мечта о дешевых и качественных вещах давно удовлетворена IKEA, а индустриального мира, для которого все это было актуально, больше нет — в Европе закрываются последние заводы, пролетариат тоже исчезает. Так что это довольно странная ностальгия. Это противоречие прекрасно иллюстрирует самая известная работа Грчича — лампа Mayday. Это такая пластмассовая штуковина, у которой на ручку наматывается провод — по идее, она должна стоять в гараже или в мастерской. Но понятно, что стоять она будет в роскошной гостиной — хотя бы потому, что стоит порядка €100. Стул Chair_One, тоже нашумевший, очень красноречив. Алюминиевый стул с бетонной основой, очень агрессивная форма, совершенно неудобный, некомфортный — даже с психологической точки зрения. Но что-то в нем есть. Очень непростая работа.
Патрисия Уркиола
В арт-школах студенток — процентов 70, а реально на рынке присутствует процента три. Дизайн — это все еще очень мужской мир, и в этом смысле Патрисия — редчайшее исключение. Она ученица важных мастеров 60-х — Акилле Кастильони и Вико Маджистретти, очень востребована — можно найти ее мебель и лампы у Driade, B&B Italia, MDF, Alessi. Ее успех во многом связан с очень важной фирмой Moroso, которую возглавляет тоже женщина — и тоже, кстати, Патрисия.
Fjord для Moroso
Flo Chair для Driade
Antibody для Moroso
Подход к делу у Уркиолы
Жан-Мари Массо
Жан-Мари — изнеженный сынок суровых отцов модернизма. Он любит простые формы, но чтобы все было дорого, комфортно, мягко. Со спартанской эстетикой модернизма это, конечно, не очень-то вяжется. Этакая роскошь с добавкой гуманизма — не такой политической и демагогической, как у Старка. Клиенты у Массо соответствующие — Armani, Yves Saint Laurent, Baccarat, Cacharel, Lancome, Lanvin.
Модель самолета нового типа
Truffle Chair для Porro
Элемент ванной комнаты для Axor
Стадион Volcano (Мексика)
Массо невероятно увлечен идеями зеленых, и время от времени проектирует
Альфредо Эберли
Выходец из Буэнос-Айреса, Альфредо Эберли в 11 лет перебрался в Швейцарию и стал едва ли не самым известным современным швейцарским дизайнером. Эберли явно увлечен историей конструктивизма — это, в общем, дизайнер-минималист, но без особой холодности:
Система хранения SEC, принесшая Эберли известность, вдохновлена эстетикой тележки в супермаркете (особенно не в красной, а в
Патрик Жуэн
Пример того, как быстро сейчас в дизайне делаются карьеры: для Жуэна все началось в 1999-м, до этого он работал в агентстве Филиппа Старка, а сейчас уже самостоятельная звезда, причем не только на французском рынке. Жуэн оформил несколько ресторанов Алена Дюкасса и вообще тяготеет к парадным интерьерам повышенной дороговизны. Но его промышленный дизайн не менее интересен.
Жуэн много экспериментирует с новыми технологиями. В частности, он освоил технику стереолитографии — это техника лазерного 3D-моделирования, с помощью которой обычно в автомобильной промышленности изготавливали прототипы. Технология до сих пор невероятно дорогая и очень медленная — чтобы сделать один стул, нужна неделя. Поэтому и стоят они пока соответственно. Но это такие стулья, которых раньше и представить себе было нельзя — не то что изготовить. Технологии быстро удешевляются, и мы довольно скоро должны увидеть результаты. Очень любопытно наблюдать, как новая техника диктует новые, невиданные формы. Стулья из серии Solid уже находятся в постоянной коллекции MoMA. Среди самых любопытных интерьеров Жуэна — переделанное альпийское шале в Гштааде, которое превратилось в модный ресторан Chlosterli, и все, что он делал для Дюкасса в Париже, Нью-Йорке,
Токудзин Ёсиока
В Европе этот японец больше всего известен своей мебелью — классическим уже креслом Honey-pop и ее пластиковой репликой Tokyo-pop. Но не менее интересны его инсталляции и оформительские достижения: Ёсиока четыре года работал под началом Иссэй Миякэ и до сих пор с ним активно сотрудничает. Примерно четыре года назад начал работать с итальянскими мебельными фирмами — высшее достижение для любого дизайнера.
Ёсиока любит простые решения и дешевые материалы, которые у него волшебным образом преображаются. Так, для Moroso он оформил
Джаспер Моррисон
Англичанин, один из главных живых последователей идей модернизма, пуризма и «новой простоты». Столы, похожие на банкетки, и столы-подносы, солонки, похожие на дверные ручки, и, собственно, сами дверные ручки — все очень функционально и неброско. Студия Джаспера Моррисона делает решительно все — от вилок до автобусных остановок, и для самых разных заказчиков: Rowenta, Alessi, Sony, Olivetti, Tate Gallery.
Моррисон с удовольствием берется за муниципальные заказы — его скамейками обставлен токийский район Роппонги, он сделал автобусные остановки, которые компания Vitra установила рядом со своей штаб-квартирой, а самым крупным заказом было легкое метро для Ганновера. Самой красноречивой и одновременно вызывающей работой Моррисона можно считать Crate для компании Established & Sons. Это ящик, который может служить и тумбочкой, и табуретом, и столом, но выглядит он почти как издевательство — ничего подобного никто больше не делает. В этом году Crate стала целой серией. Жесткий аскетизм Моррисона проявляется во всем — будь то пластиковые стулья для Magis, сделанные без единого сочленения, или Low Pad Chair для Cappellini. Все очень сдержанное — никакого юмора, и уж тем более сексуального обаяния. Но и агрессии нет тоже.
Братья Буруллек
Старшего из братьев обнаружил в 1998-м итальянский мебельный магнат Джулио Каппеллини; младший тогда еще учился в колледже. Они быстро сделали себе громкое имя, но только недавно стали относительно коммерчески успешны. Визитная карточка братьев — странные объекты в жанре «микроархитектуры», смутно знакомые всякому, кто хоть раз пытался установить в комнате палатку или крикнуть «я в домике».
Придуманный братьями термин «микроархитектура» — это когда архитектурой начинают заниматься с позиций предметного дизайна. Lit Clos — это больше, чем кровать и меньше, чем спальня:
Наото Фукасава
Редкий на рынке промдизайна японец. Долго работал в Америке, и лишь совсем недавно вернулся в Японию и открыл собственное дело — притом, что ему уже за 50. Делает электроприборы и всякую домашнюю продукцию для компании “+-0” — от фенов до напольных ковриков. Идеальный пример умного и одновременно доступного промдизайна. В работе Фукасава следует собственной теории двойного вау. Первое вау нужно, чтобы дизайн произвел впечатление в магазине — и чтобы продукт купили. Дизайнеру же важно второе вау — восхищение, которое испытывает покупатель, который пожил с купленным предметом и внезапно осознал, насколько он удобен — и насколько его функция диктует вид, размер, материал. Фукасава повсюду фотографирует, как люди совершают самые обыденные вещи — например, пьют воду или выключают музыкальный центр. В результате появляется пульт дистанционного управления такого же размера, цвета и вида, как аудиосистема — так удобнее. Обманчивая простота работ Фукасава продолжает линию минимального дизайна, которой придерживается и Джаспер Моррисон — у них была совместная выставка “Super Normal”, где выставлялись самые обычные предметы, от вилок до стаканов.
LCD-телевизор повторяет очертания лучевой трубки, хотя настоящий телевизор с ЭЛТ так выглядеть не может — трубке нужна дополнительная электроника, поэтому вокруг нее всегда довольно громоздкая коробка. В результате получается
МНОГООБЕЩАЮЩИЕ
Юрген Бей
Влиятельный голландец из Droog Design со странными, немного пугающими изобретениями. Он уже не так молод, но только-только начал издаваться массовыми тиражами: его вещи довольно радикальны, однако некоторые невероятно прогремели. В прошлом году Бей стал
Самые его известные работы — предметы мебели серии Cocoon, которые сплавлены, слиты вместе, как будто связаны общей кожей. В них есть
Front Design
Четыре довольно симпатичные шведки, такие Spice Girls дизайна. Плотно работают всего три года, ужасно прославились после появления на прошлогодней Art Basel/Miami. Помимо прочего, демонстрируют, как должен выглядеть и действовать современный дизайнер — об имидже они думают даже больше, чем Вандерс. Любят использовать в работе результаты собственных, полупрофессиональных социсследований.
Лампы с животными всем очень запомнились в прошлом году: свиньи, кролики, лошади — в натуральную величину. Игра с плохим вкусом и масштабом сейчас очень характерна для рынка — но, очевидно, ненадолго. Front очень интересно экспериментируют с неуправляемыми, случайными процессами. У них была серия работ, где мыши грызли обои, змеи обворачивались вокруг ручек, жучки грызли столы, и, в частности, был светильник, повторяющий траекторию мухи, кружащейся вокруг лампочки. По похожему принципу устроена коллекция самодельной пластиковой мебели Sketch Furniture: девушки сперва рисовали в воздухе контуры торшеров, столов и стульев, а затем, при помощи технологий Motion Capture и Rapid Prototyping, воплощали эти контуры в пластике.
Мартен Баc
Протеже Марселя Вандерса, выпускник очень популярной и важной школы дизайна города Эйндховена. Ему 29 лет, и он близок скорее современному искусству, чем функциональному дизайну, — и живет по его законам. Занимался, в частности, тем, что жег узнаваемую мебель, например, эпохи Людовика XV, и особым образом ее обрабатывал. Дух экспериментального голландского дизайна в его работах очень заметен.
Замечательный в своем роде шкаф Sculpt немного напоминает эстетику немецкого экспрессионизма: странные линии, нехватка симметрии. Шкаф в духе «Кабинета доктора Калигари». И вот он стоит 60 тысяч евро, что немало. И продается очень хорошо. Их, конечно, выпущено совсем немного, штук восемь или девять. Но на последней выставке в Базеле он продал три штуки. Притом, что шкаф там даже не был представлен — были просто лазерные распечатки, причем довольно плохого качества. В мире дизайна такое представить сложно, а вот в мире contemporary design — запросто. Коллекция Clay — это еще одна попытка сделать долговечным принципиально непрочное, хрупкое. На металлический каркас наносится особая промышленная глина, которая затем покрывается цветным лаком. Получается удивительная смесь сериальности с уникальностью: эти вещи воспроизводимы массовым образом, но каждая неповторима, поскольку делается вручную, и глина каждый раз ложится немного по-другому.
Big Game
Межнациональная арт-бригада — бельгиец, швейцарец и француз. Их подход немного напоминает страстный подход Вандерса, но формы они выбирают немного другие. Хотя материал близок: все те же проклятые, презираемые формы, которые хлынули в дизайн в 90-е.
Когда все начали увлекаться низкой культурой, они очень удачно изобрели предмет, который потом все повторяли. Такая классическая голова лося — в советских домах из них любили делать вешалки, — но выглядящая как детский конструктор или как скелет корабля. Функциональная, простая и даже немного пугающая. Есть вариации с головой оленя и косули. В серии Pack, Sweet Pack участники Big Game деконструируют эстетику промышленной упаковки. Так, к примеру, они сделали ковер в форме разложенной на полу картонной коробки, сиденье в форме тетрапака, лампу из полистирола, обмотанного изолентой, алюминиевые табуретки, маскирующиеся под коробки, — и так далее. Trestle — это обычные строительные ко’ злы, к которым применен классический узор XVIII века, — получились такие куртуазные ножки для стола. Причем их выпускают в компании Ligne Roset, которая делает очень дорогую мебель.
Хелла Йонгериус
Голландка из орбиты Droog Design, работает на крупную швейцарскую компанию Vitra. Начинала она с того, что собирала на барахолках
Все работы Йонгериус отличает невероятно женственная игра с формами. Типичное для Йонгериус сочетание несочетаемого — фарфоровый кувшин строгого дизайна, золотая ручка, и все это примотано пластиковой упаковочной лентой, как будто на скорую руку. Еще более странным выглядит подсвечник — гора давно никому не нужного хрусталя и тарелок, соединенных вместе, дает совершенно неожиданный эффект. Серия Nymphenburg sketches — это переосмысление традиций нимфенбургской фарфоровой мануфактуры под Мюнхеном. В ССС— очень ценили их фарфоровых пастушек. Здесь эти зверюшки мало того что в тарелках, так еще и довольно странного вида — одна работа с цветами чего стоит.
Йорис Лаарман
Очень молодой голландец, тоже выпускник эйндховенской школы. Еще почти ничего не успел сделать, но умудрился, едва закончив школу, создать гениальную, неповторимую вещь — это определенно один из самых важных предметов последних 5 лет. Это обычная батарея. Точнее, совершенно необычная. Батарея водяного отопления, которая по сути — просто узор на стене. В этой работе узор встречается со структурой, и это очень необычно. Модернисты ведь исключили декоративность, любое украшательство — потому что это просто ненужная, нефункциональная добавка к предмету. А здесь узор становится функцией. Ведь чем больше охват у батареи, тем лучше она греет. Droog design сразу же взял ее в свою коллекцию, и сейчас ее издают в двух вариантах. Есть из какого-то странного бетона, есть из алюминия. Кроме того, Лаарман сделал лампу для Flos,
Стефан Дьез
Бывший ассистент Грчича — его сольная карьера
Работы Дьеза несколько более абстрактные, но менее категоричные, чем у Грчича. И эти изменения можно сравнить с тем, что происходило с искусством после войны — когда холодная абстракция тридцатых на глазах теплела, становилась более человечной. И это направление, может быть, куда более любопытно, чем игры Вандерса и его последователей: здесь более сложный словарь и не так просты задачи. Игры с абстракцией интереснее декоративности — они глубже, насыщенней, хотя и менее доступны для понимания.
Bless
Девичий дуэт: француженка и немка.Делают исключительно умно придуманные, но очень скромные вещи, в которых видна скорее интеллектуальная, чем
BarberOsgerby
Это два англичанина, Джей Осгерби и Эдвард Барбер. Очень многообещающие — в прошлом году на Design Miami их назвали «дизайнерами будущего». И очень успешные — первый же стол, который они выпустили, едва закончив колледж, попал в коллекцию MoMA и Victoria & Albert Museum, они сотрудничали со Стеллой Маккартни и Дэмиеном Херстом и делают мебель для очень важных компаний — Cappellini, Established & Sons, Flos. Разброс довольно широкий — от стульев до вешалок и одежды. Вместе BarberOsgerby Джей и Эдвард ведут дела компании Universal Design Studio, которая занимается интерьерным дизайном — именно для UDS они делали интерьеры Маккартни и Херсту. Предметный дизайн BarberOsgerby доказывает, по крайней мере, что отличный современный дизайн существует и в Англии, а не только в Голландии и Франции. Характерная и совершенно не английская по духу лампа Tab для Flos, напоминающая мухобойку или флажок. В лучших своих проявления BarberOsgerby придерживаются простого, но симпатичного дизайна, близкого работам Стефана Дьеза.
Бертьян Пот
Очередной молодой выпускник эйнховенской школы и соратник Вандерса (вместе они выпустили известное «Угольное кресло»). Делает похожие вещи, но не такие броские. Знаменит своей любовью к углеродному волокну — материалу хрупкому, редкому, но позволяющему создавать удивительно воздушные структуры, от кресел до ламп и балдахинов.