Иллюстрация: Дарья Рычкова
— Ты же говорила, что все серьезно. Нет, да?
Не обратить внимания на выяснение отношений молодой парочки было невозможно: мало того что в переполненном автобусе их прижало прямо ко мне, так еще молодой человек зудел не переставая.
— Так что ты молчишь? Ты ему сказала то же самое, что и мне?
Девушка отмалчивалась, отнекивалась, отвечала нечленораздельными «м-м-м», «ну» и «ага». Но юношу несло. Он спрашивал одно и то же: «Ну так и что?» Через три остановки этот вопрос интересовал уже весь автобус. Кто-то тихо посмеивался, кто-то нахально подмигивал девушке. Еще немного, и весь автобус стал бы давать советы, но парочка вышла, застыв в поцелуе на остановке.
Ростовчане, как все южане, эмоциональны и раскрепощены. Я то и дело становлюсь невольным свидетелем самых удивительных разговоров, в том числе и разговоров по мобильному телефону. Я даже придумала себе такую игру — отвечать на вопросы, которые задает мой сосед в автобусе своему невидимому собеседнику.
Выглядит это приблизительно так — посреди транспортной сутолоки раздается:
— А вы где?
Я (мысленно): В Караганде!
— А я в пробке на Ленина…
Я (мысленно): Не повезло, еще минут сорок будешь подкрадываться.
— Я уже подъезжаю, вы стойте, ждите…
Я (мысленно): Жди меня, и я вернусь…
— Да подождут, это их проблемы…
Я (мысленно): Как же, как же, семеро одного не ждут…
— Не, вы без меня не пейте!
Я (мысленно): Да мы уже никакие…
— Лелика держите! Я уже памятник Ленину вижу!
Крышка телефона резко захлопывается, а я живо представляю себе, как Лелика привязывают к памятнику Ленину, чтобы он смог выстоять в ожидании подъезжающего друга, и начинаю давиться от смеха.
Для интересного времяпровождения в ростовском транспорте и придумывать много не нужно. Одно время по автобусам гастролировало цыганское трио — девочка и два мальчика. Они садились в транспорт и, проехав одну остановку и присмотревшись к аудитории, начинали концертировать. В репертуаре ансамбля — хиты популярной музыки. «Черные гылаза…» — мальчики старательно пели на два голоса, а девочка собирала деньги. Уверена, что собирали артисты немало, я по крайней мере не раз давала по червонцу — лишь бы замолчали. Зато другому «гастролеру», бородатому мужичку с баяном, путешествующему по маршруту Сельмаш — площадь Ленина, вручить плату за труд никак не удается. Он не ходит по салону с раскрытой сумкой, а аккуратно устраивается в центре автобуса, где, совершенно не фальшивя, выразительным тенором исполняет русские романсы. Женщины начинают вздыхать и кивать в такт музыке, мужчины внимательно рассматривают пейзаж за окном, стараясь спрятать затуманившиеся вдруг романтической дымкой глаза, и даже тинейджеры замолкают, вслушиваясь в стихи Есенина. Потом певец тихо и внезапно выходит на какой-нибудь остановке. Ну не бежать же за ним по автобусу, чтобы дать деньги.
А один местный поэт делает так: подсаживается в автобусе к какой-нибудь даме (женщины к поэтам более чувствительны) и заводит разговор. Вот и я попалась ему под руку.
— Я вижу, что вы любите поэзию, — начал он сразу же в лоб.
— Нет, вы ошиблись, — бурчу я.
— А что вы любите, может быть, песни? — не теряет он надежды.
— Да.
В глазах собеседника появляется нездоровый блеск, он тянется к потрепанному портфелю, наверное, за песенником, но тут я порчу песню.
— Я люблю «Гражданскую оборону», — как на духу признаюсь я. — Знаете? «Все идет по пла-ану-у-у-у…»
Мое тихое, но вполне агрессивное завывание вводит собеседника в ступор, а ненормативная лексика производит неизгладимое впечатление на ранимую душу поэта. Он, сопя от обиды, удаляется в конец салона, откуда посматривает на меня с болью за мою пропавшую душу.
Коробейников, предлагающих суперклей и острый стеклорез, в ростовском транспорте пока нет. Наверное, потому, что в нашем транспорте пассажиры не спят повально, как в Москве, поэтому будить и впаривать непроснувшемуся человеку товар не получится. Зато в автобусах попадается колоритный испанец: он предлагает изучать с ним испанский язык и гарантирует высочайшее качество. Амиго вручает распечатанные на ксероксе листовочки с телефонами и, заглядывая в глаза, говорит: «Я вас буду ждать».
Ростовский транспорт — это не только средство передвижения, но и популярное место общения: пассажиры обмениваются мнениями по любому поводу. Слишком короткая юбка у девицы может обсуждаться остановки две. А уж о том, «как раньше было все не так, как сейчас», ростовские пенсионеры могут говорить часами, порой даже проезжая свою остановку. Водителям нередко приходится напоминать: «Вот и оптовые продуктовые базы! Все, кто хотел, вышли?»
Кстати, в транспорте у нас любят поговорить не только пассажиры, но и водители. Один из ростовских водителей обстоятельно рассказывает пассажирам обо всех культурных учреждениях, ближайших к остановке, другой, чтобы развеселить возвращающихся с работы людей, включает на всю громкость записи концертов Михаила Задорнова, а третий, к всеобщему удивлению, подбирает всех голосующих не на остановках бабушек со словами: «Ну что ж им к остановке брести? Мне ж нетрудно».