Рынок завален самыми разнообразными велосипедами. На больших и маленьких колесах, с широкими и узкими шинами, с амортизаторами и без, диковинными тормозами, лампами, фонариками и отражателями, багажниками, фляжками... Растеряться и заблудиться в этом лесу спиц, рулей и педалей куда проще, чем сориентироваться. Утешает одно: велосипед – изделие довольно консервативное, изобрести что-то новое сложно, хотя и возможно.
Больше всего изменений за последние годы претерпела рама. Вот и в нынешнем году появилась забавная двухколесная новинка с рамой совершенно необычной формы. Ее горизонтальная часть, соединяющая переднюю вилку с задней, опущена почти до земли, да еще и сделана в форме широкой плоской площадки. Конечно, годится такой велосипед только для поездок по гладкой дороге, например, в ближайший магазин или утром на службу. Тем более удобно, что и впереди, и сзади на нем объемистые проволочные корзинки для нетяжелого багажа. Но самое интересное – небольшой электромотор мощностью 180 Вт. Это дает возможность разогнаться по ровной дороге до 30 км/ч. Заряда аккумулятора хватает почти на два часа поездки. Подзарядить его можно от сети или просто крутя педали. Стоит, правда, этот велосипед совсем не дешево – около 2 000 долл.
– Явные лидеры продаж наступающего сезона – велосипеды с «зубастыми» шинами, – делится наблюдениями Дмитрий Демин, продавец-консультант одного из крупных спортивных магазинов города. – Смотрятся они залихватски, но если вам нужен велосипед и для загородных прогулок, и для поездок по городу, то лучше выбрать машину на универсальных шинах с широкой гладкой дорожкой посередине и грунтозацепами по краям. На таких колесах можно ездить и по асфальту, и по влажному грунту, и по траве.
Очень модно в последнее время стало прицеплять к велосипедам маленькие приборчики с гордым названием велокомпьютер. Штука бесполезная, но и относительно недорогая – от 15 до 150 долл.; показывает время, скорость, среднюю скорость на маршруте, общий пробег и всякие прочие мелочи типа частоты педалирования, пульса, высоты над уровнем моря, температуры воздуха.
Осветительные приборы для велосипеда – деталь чрезвычайной важности. По действующим Правилам дорожного движения, велосипед должен быть оборудован спереди белым фонарем или отражателем, сзади – красным, на переднем колесе обязателен желтый отражатель, а на заднем – красный. Если вам когда-нибудь приходилось за рулем автомобиля обгонять ночью велосипедиста, вы не станете спрашивать, зачем вся эта иллюминация нужна.
Новинкой сезона стали фонари на светодиодах. Они очень ярко светят и работают от обычных батареек почти втрое дольше, чем обычные лампы, и практически не боятся влаги. Большинство фонарей работают от обычных батареек типа АА. На них и стоит остановиться. А вот фонари с экзотическими батарейками лучше не покупать. В самый неподходящий момент они сядут, и заменить их будет нечем.
Для любителей экстрима выпускают мощные фары с дополнительным блоком питания, стоят они несколько сотен долларов, зато и светят, как паровозный прожектор.
Средняя цена импортного велосипеда с амортизаторами от 200 до 900 долл., подобных у нас пока не выпускают. Хотя российские велосипеды без амортизаторов довольно приличного качества. Справедливости ради надо заметить, что отечественного в них – только рама и штампованные металлические крылья, последние можно выбросить сразу: выглядят коряво, да и крепятся кое-как.
Самая большая проблема у любителей велосипедных поездок – сохранность транспортного средства. Велосипеды воруют даже чаще, чем автомобили. В столице не удалось обнаружить ни одной охраняемой велосипедной стоянки, а на автомобильных присматривать за ними отказываются. Только наивные люди могут приковывать велосипед к столбам или деревьям закрывающимися на замок тросиками или надевать на переднюю или заднюю вилку жесткие блокираторы. Даже самый прочный тросик сравнительно легко можно перекусить промышленными кусачками. Опытные же велосипедисты советуют просто не оставлять машину без присмотра. Другого пока, к сожалению, не придумано.
Дмитрий Зыков