Алексей Сидоров, велоклуб «Яуза»
На днях фейсбук облетела новость о том, что некий активист якобы добился в мэрии согласования проекта велопарка вдоль берегов Яузы. Позже выяснилось, что велопарк — это даже не проект, а пока только замысел. Сейчас речь идет о велофестивале, который должен пройти в СВАО в сентябре. Корреспондент и фотограф БГ прокатились на велосипедах вдоль Яузы с организаторами велофестиваля, и те рассказали о будущем празднике и о своей идее связать велосипедными дорожками Алтуфьево и ВДНХ.
Алексей Сидоров |
«Вдоль Яузы много прекрасных парков, в которых есть велодорожки, но они не объединены в трассу. Наша цель — сделать так, чтобы люди могли не просто кругами покататься по парку в выходные, а проехать вдоль Яузы, например, от МКАД до «ВДНХ» на работу или к друзьям, не слезая с велосипеда. Или оставить велосипед на парковке, а дальше поехать на метро. Из Подмосковья до «ВДНХ» по Ярославскому шоссе сейчас ходит огромное количество автобусов, и часть людей, думаю, с удовольствием пересела бы на велосипеды — во всяком случае, в теплый сезон. Такая дорога занимает всего часа полтора и намного полезней и приятней. Если рассуждать глобально, то окрестности Яузы удобно связать велосипедными дорожками с «Сокольниками», «Лосиным Островом» и Ботаническим садом. Как только появится нормальная велосипедная артерия, появится трафик велосипедистов. Как только велосипед станет транспортом, а не развлечением, появится инфраструктура.
Велофестиваль — способ показать людям велосипедный маршрут вдоль Яузы. Он пройдет на территории между Староватутинским и Юрловским проездами. Мы проведем велогонку, устроим зоны для всех типов велосипедов — кросс-кантри, BMX, стрит-дерт и других. Когда мы в фейсбуке рассказали о велофестивале, в комментариях люди писали: «А почему только 2 дня? Надо там сделать велопарк».
Все началось с проекта. Я показывал презентацию своим многочисленным знакомым и обсуждал, куда это нести и что с этим делать. Представители велоклубов, с которыми я встречался, согласились участвовать. Потом оказался на встрече в управлении по спорту префектуры СВАО. Там идею велофестиваля приняли хорошо — решено было приурочить его к Дню города в сентябре. Потом эта тема еще раз обсуждалась на совещании по развитию велодвижения в СВАО, куда были приглашены представители велоклубов, люди, которые занимаются велопрокатами, сотрудники Департамента транспорта и другие. Префект Валерий Виноградов предложил для начала провести 27 апреля «Открытие велосезона». Анонс этого события с огромной скоростью разошелся по соцсетям — признаться, такого ажиотажа мы не ждали. Если верить фейсбуку, туда собирается уже больше 270 человек.
Велофестиваль продлится два дня. Уже выбрано место, которое должно стать центральной площадкой всего праздника — здесь будет музыкальная сцена, старт-финиш, кафе, продажа велосипедных аксессуаров, конкурсы и прочее. Все зависит от того, с кем мы договоримся: можно велоцирк устроить или футбол на велосипедах. Мастерских здесь не будет — мы хотим их сделать мобильными, чтобы они ездили вдоль маршрута велогонки.
Префект идею велофестиваля полностью одобрил, но точной даты пока нет — предстоит еще много самых разных согласований. Например, велогонка, которую мы задумали, должна пройти по нескольким районам — соответственно, нужно известить глав всех управ, чтобы они, в свою очередь, предупредили ГИБДД, скорую, коммунальные службы и прочее. Все это нужно прописывать, и без этого никуда не деться. Невозможно просто прийти и сказать: «Завтра будет велофестиваль, а потом приедет экскаватор и построит велопарк». Мы поэтому и вышли так рано на префектуру, чтобы к сентябрю все успеть.
Возможно, на велофестивале что-то будет устроено не совсем так, как мы задумывали исходно. После всех согласований нас могут могут попросить что-то изменить, перенести, например, центральную площадку с одного места на другое — это нормально, пространство огромное, так что всегда можно придумать, где что расположить. Главное, что все это будет именно на берегах Яузы и Чермянки — другой нашей малой реки.
В Москве, во всяком случае в СВАО, велодорожки действительно нужны. Если смотреть по карте, «Алтуфьево» и «Медведково» находятся совсем близко, но на метро дорога займет минут 50 — вниз до Кольцевой, пересадка, еще одна, потом снова наверх. Можно доехать на автобусе, но если будет нормальная велодорожка, то велосипед получит явное преимущество — особенно в теплую погоду.
Никто не говорит, что провести велосипедную трассу почти от самой МКАД до «ВДНХ» — простая задача. Конечно, есть много проблем — скажем, нужно понять, как проложить велодорожку в стороне от кладбища. Наверняка какие-то требования возникнут у экологов — это тоже нужно учитывать.