фотография: Imago/East News
Такие вот с ней две новости: Пина Бауш умерла, а в Москву в рамках Чеховского фестиваля приедет ее труппа с шедевром Бауш 1970-х годов «Семь смертных грехов». Не будем лицемерить: вторая новость для нас, эгоистов-зрителей, важнее. Тогда как первая означает всего лишь, что Пина Бауш присоединилась к большинству: почти все ее великие современники уже там. Включая, например, Федерико Феллини, который поместил Бауш на свой корабль-ковчег «E la nave va» в образе слепой принцессы-шахматистки: этот фильм — лучшая возможность увидеть, как выглядела Бауш.
Она сама всегда стремилась оказаться в зале на своих спектаклях. И сейчас в Москве этого впервые не случится. Зрители впервые не увидят автора. Сухонькую ведьму с цепким взглядом, впалыми щеками и манерами под стать одежде, темной и неброской.
Возраст почти не менял Бауш — разве что появились морщины, но это не принципиально. Бауш всегда была такой: она как будто стерла со своего тела все приметы женственности, включая вторичные половые признаки. Никакой косметики. Никаких украшений. Ее одежду мог бы носить гетеросексуальный мужчина, которому, допустим, поручили подобрать себе достойный гардероб в женском магазине. При взгляде на нее многие задавали себе понятный обывательский вопрос, так вот — нет. Наоборот: два брака, сын. Кажется, был еще и причудливый, но прочный треугольник с двумя важнейшими мужчинами ее жизни — несколько в стиле рассказов немецкого писателя Шлинка (российскому читателю более знакомого по экранизациям «Чтеца» и «Любовника» с Олегом Янковским). Объяснение же ее виду и повадке другое. Трудно женщине быть гением. «Быть поэтом женщине нелепость». А в балете, царстве женщин, это вообще биологический абсурд.
Балет — весьма сексистское искусство. XIX век выразился на этот счет со старомодной учтивостью: «очарованный сад». Где садовник-хореограф без устали хлопочет вокруг ядовитых роз, лилий, орхидей и мышиного горошка кордебалета. С тех пор ничего особо не изменилось. Хореограф — мужская профессия. Когда критики пишут «хореографиня», это ругательство. Потому что в балете необходима эротическая дистанция между автором и исполнителем. А бабник для хореографа — это важное профессиональное качество. Только понимая в женщинах толк, будучи пылким знатоком разнообразной женской прелести и искушенным ценителем женского очарования, можно сочинять эстетически убедительные танцы. Единственный гениальный гей в этом искусстве — Морис Бежар, но его балеты чаще всего подразумевают некое условно прекрасно человеческое тело, которым могла быть сегодня, допустим, Майя Плисецкая, а завтра Хорхе Донн: менялась сексуальная тональность, но не смысл.
И вот результат. На всю историю балета — всего два великих хореографа с женскими именами. Пина Бауш — вторая. А первая — Бронислава Нижинская. Спорим, вы это имя не слышали? Хотя, конечно, дам, сочиняющих танцы и балеты, было и есть великое множество. Попадаются среди них и приятные во всех отношениях, и просто приятные. Но настоящих хореографов, повторю, было только два.
Бауш и Нижинская — очень разные. Но у обеих были абсолютно по-мужски устроенные мозги. Очевидным образом это свойство проявлялось в танцевальной композиции. Но достаточно посмотреть на старые фотографии, на то, как нахлобучена шляпка на Брониславе (в тех редких случаях, когда великая дама удосуживалась влезть в платье), — эта женщина видела себя в зеркале, только если зеркало было в балетном классе. Черные ботинки Бауш тоже были своего рода профессиональной мимикрией в мире мужских подношений к подножию балерин.
Но когда Бауш сидела в зале на своих спектаклях, было понятно: автор именно этих балетов должен был выглядеть именно так.
фотография: Rex, Sipa/Fotobank
Сцена из спектакля «Гвоздики»
Она была идеальным человеческим комментарием к своим текстам. Тем более что других комментариев она не давала. Бауш была чемпионом унылых интервью. Темная, непроницаемая, закрытая — особенно в 1970-е — она была как твердая, застывшая земная кора. А потом вдруг вырывался огненный фонтан лавы в виде очередного шедевра. И только по силе выброса опять-таки можно догадаться: у человека накипело. На сцене был ее монолог. Оркестрованный для множества персонажей, с музыкой и костюмами. Но это был только ее монолог.
Уйдя, Бауш оставила широкий простор для домыслов. Говорить о себе обычными человеческими словами она ненавидела и не умела. Это давало странный перепад. Только что на сцене шел бесстыдно откровенный балет, и вот уже перед тобой стоит викторианская старая дева, с пробором в прямых волосах, которая каким-то образом автор того, что вы только что видели. Ей для затравки подпускали лесть: хвалили, например, за творческую энергию. «Вы видели Вупперталь? — перебивала она. — Что там остается, кроме работы?» У журналистов вытягивались лица.
Я видела Вупперталь. Небольшой немецкий городок, где Бауш жила с 1973 года и где недавно умерла. В его пейзаже доминировали заводская труба и сама Пина. Там в самом деле ничего не остается, кроме работы. И хотя театр Пины Бауш гастролировал по всему миру, у нее самой, вероятно, все равно оставалось ощущение не свободы, а просто длинной цепи. Иначе как объяснить эту ярость?
А потом стало понятно, что этот накал она искусственно поддерживала сама.
Ведь можно было однажды взять и просто уехать из этого самого Вупперталя. Купить билет и сесть на поезд. Например, в Париж, где Бауш обожали. Но это было бы слишком простым, невозможным решением. В городах, где можно не только работать, ей было очевидным образом плохо: там она сочиняла пустенькие туристические открытки вроде «Мазурки Фого» (привет из Лиссабона). В Вуппертале, который вызывал ее ярость, рождались шедевры типа тех же «Семи смертных грехов». Ни в чем не виноватый Вупперталь со своей неуклюжей трубой, кажется, был назначен ею отвечать за несовершенство мира, подогревать ее недовольство вселенной. Лучшие балеты Бауш поставлены с позиции человека, которому жизнь жмет, как неудобная обувь.
«Семь смертных грехов», один из мрачнейших своих балетов, Бауш сочинила в самую счастливую пору своей жизни — пору шедевров. Она выпускала их с методичностью немецкого конвейера. Эпоха помогала ей изо всех сил.
1970-е — годы расцвета Бауш — это мировой балетный бум. В уютное гетто эротоманов и интеллектуалов вдруг повалил настолько массовый зритель, что в какой-то момент балеты пришлось играть, как рок-концерты, на стадионах. Родись Бауш на двадцать-тридцать лет раньше, и вы бы вряд ли даже услышали ее имя.
Ничего, конечно, не возникло вдруг. Во-первых, подросло поколение, которое стадами потянулось в балетные кружки, расплодившиеся после феноменального взрыва дягилевского «Русского балета». И к началу 1970-х количество переросло в качество. Во-вторых, череда скандальных побегов из социалистического балетного рая сделала балет горячей новостью. А затем уже со страниц с политическими новостями эти русские — Rudi (Нуреев), Misha (Барышников) и Natasha (Макарова) — широким балетным прыжком перемахнули в рубрику «Светская жизнь» и журнал Vogue. Балетные звезды отважно присоединили себе приставку «поп», но самое главное — отлично освоили жанр: их экзотические повадки, покупки, биографии обсуждали, как сейчас Бритни Спирс. Но поскольку все трое были воспитаны в жестком профессиональном кодексе ленинградского балетного училища, то пределом мечтаний для них все равно оставалось «серьезное искусство». И вместе с Нуреевым на страницы Vogue попадала откровенная профсоюзная эзотерика вроде, допустим, создательницы американского танца модерн Марты Грэм.
фотография: AFP/East News
1970-е попросту не оставляли возможности не быть великаном. Когда твои современники — гений на гении и гением погоняет, то это поневоле поднимает личную планку. Задает мыслям определенный масштаб. Ни снизить пафос, ни уронить голос в истерику Бауш просто не могла себе позволить. В ее балетах 1970-х — трагедийный накал ясного, чистого разума. Всем припоминался ее великий соотечественник Брехт. Хотя стоит брать выше: Расин.
Но сама Бауш отнеслась к этому лотерейному билету иначе. Она, с ее 1940 годом рождения, пришла, когда пирог был если и не сметен до крошки, то уже растерзан. Снежными вершинами сияли Баланчин и Бежар. Хореографами второго плана считались ни много ни мало Хосе Лимон (уникальный человек, который пересказал «Отелло» без единого слова и всего с четырьмя танцовщиками, но так, что это одна из лучших интерпретаций Шекспира в мире) и Джером Роббинс (тут просто нужно добраться до Мариинского театра и посмотреть балет «В ночи»: три фортепианные пьесы для трех дуэтов — лучший в мире балет о любви). Подступы же к третьему плану напоминали острый момент матча регби. Вдобавок, несмотря на Брониславу Нижинскую, несмотря на Марту Грэм, несмотря на десятки сожженных феминистками лифчиков, женщина, которая сочиняет балеты, к началу 1970-х все еще удивляла, как говорящая лошадь.
Всю жизнь Бауш чувствовала себя хореографом, которого никто не ждал. И в самом деле она рисковала: ее искусство были готовы объявить «женским» при малейшем снижении темы или повышении голоса. А это слово она ненавидела. Это был синоним путанного, истерического, плохо оформленного. И еще она ненавидела слово «женский» применительно к искусству, потому что слышала в нем нотку снисхождения.
Но ее великие балеты, конечно, все равно очень женские. С «мужской» логикой композиции и «мужской» ясностью того, что сказал автор, там полный порядок. Но Бауш рассказывает о женщинах то, чего ни один мужчина не может знать.
Даже если этот мужчина Педро Альмодовар. Не зря он процитировал «Кафе «Мюллер» Бауш в своем «Поговори с ней». Женщина-сомнамбула на ощупь кружит по пустому кафе за мужчиной, который уходит: ее неодетое уязвимое тело опасно лавирует среди твердых рогатых стульев — это физически действует на зрителей почти как крупный план глаза, который разрезают бритвой в фильме Бунюэля. А главное, мы все видели такие истории в жизни. Со многими такое даже случалось. Так же как все мы знаем необъяснимое мутное отвращение при виде пластмассовых цветов. И когда Бауш насыпает целую гору цветов, в которой утопают люди, то «физическая невозможность смерти в сознании живущего» становится очевиднее, чем при виде маринованной акулы Дэмиена Херста с таким названием. Хотя сама Бауш назвала свой спектакль просто «Гвоздики».
«Странно, что никто никогда не рассматривал мои балеты с религиозной стороны», — процедила Бауш в тот редкий момент, когда была расположена говорить о том, что сделала. Глупенькие зрители, они смеялись, когда в театре Бауш в них со сцены кидали печеньем. Бауш хотела сказать: причастие. Но уже этот пример показывает, что Пина Бауш расположена говорить об элементарных слагаемых бытия, она предельно пряма — но не прямолинейна.
фотография: Rex, Sipa/Fotobank
«Весна священная», один из самых знаменитых балетов Пины Бауш
Я прямо опасаюсь, что ее «Семь смертных грехов» — не тот балет, который уместен в Москве. Я прямо уже вижу партер с московскими девушками, а у девушек — вытянутые утюгом волосы и щучье выражение лица, неизгладимое никаким ботоксом. И тут же их мужчины: ценный приз в борьбе с конкурентками, вечный источник страха перед соперницами, молодыми и упругими… Они будут-будут, потому что приезд в Москву труппы Пины Бауш — «статусное мероприятие». И московские девушки в зале — в отсутствие самой Бауш — тоже будут неплохим комментарием к спектаклю. В «Семи смертных грехах» Пина Бауш говорит о мире с точки зрения женщины, которая самой своей анатомией обречена знать о жизни, и смерти, и любви больше, чем мужчина. Женщины, которую этот же мир унизил: заставив нравиться этим пустеньким самцам, ловить их, соблазнять, удерживать, догонять и размениваться на всякие блестящие штучки, которые можно вытащить из мужчин. Это единственный грех, о котором идет речь в этом балете (хотя у Обжорства на голове фрукты, Зависть в черных очках — и далее по списку, но главное, что все это выглядит как костюмированный бал во вселенском публичном доме). И за это она, Пина Бауш, этот мир… нет, проклясть было бы слишком много чести. Как писала Цветаева: «На твой безумный мир ответ один — отказ». Посмотреть этот человеческий спектакль в Москве самой Пине Бауш, видимо, было бы интересно.