Бомжи города Стокгольма разбили палатки и заняли очередь за билетами на фильм-байопик «Александр» режиссера Оливера Стоуна в ноябре 2003 года — за год до премьеры. Таким образом бездомные и прочее веселое отребье хотели заранее привлечь внимание к своей бедственной ситуации и посмотреть — ну хоть когда-нибудь, как-нибудь, хоть тушкой, хоть чучелком — свое любимое кино. И что вы думаете? Добились кинобилетов. Через год пришли в кинотеатры и все увидели сами.
Посмотреть, право слово, есть на что: впервые за практически полстолетия в целлулоид обернули зрелище массивное, сочное и помпезное. В самом лучшем смысле этого слова. Так раньше делали «Бен Гур» или какой-нибудь «Спартак»: с массовкой богатой и полной смешных персонажей — плясуний, жирных евнухов и тоненьких порочных греческих юнцов. История Александра, великого из великих завоевателей планеты, триумфально протоптавшего ногами большую часть мира в двадцатипятилетнем возрасте и сгинувшего от напасти и болезни восемью годами позже, снята, естественно, режиссером серьезным — Оливером Стоуном. Здесь величие в каждом эпизоде — как в сопутствующей зрелищу музыке почти церковной команды Vangelis. И вот под такую музыку шло слоновье и слоноподобное войско — прямо за Колином Фарреллом, исполнителем главной роли вообще и задорным красавцем ирландских кровей в частности. Престранным образом простолюдин Фаррелл исполнил роль Македонского отменно — со страстью, с пылом-жаром. Камера четко и панорамно пакует в два с лишним часа восьмилетние Александровы терзания: выход из крошечной Македонии, проход через Персию всемогущую, поход через Египет экзотический и финал в Индии. Путь от победы к смерти. Путь человека великого, амбициозного и несчастного. Безупречное зрелище.