Атлас
Войти  

Также по теме

Вечные ценности

  • 1856

Иллюстрация: Тимофей Яржомбек/KunstGroup Pictures

Вот говорят, алмазы — они навсегда. Мо­жет, и так, но бывают моменты, когда Ро­мео приятнее покупать каратное колечко, чем Джульетте — принимать его в пода­рок. Дешево потому что. Сейчас как раз такой момент. Цены на ограненные алмазы упали на 9% с начала года и на 18% за последние 12 месяцев.

Считается, что рынок предметов роскоши мало подвержен кризисам. Однако дешевели не только алмазы в среднем, но и крупные камни весом в карат. Лучше пока не становится. Только оправа для камней дорожает: тройская унция золота (31,1 г) стоит больше $900, а в декабре 2007-го, когда в Америке официально началась рецессия, стоила меньше $800. Но это не потому, что модницы ­предпо­читают металл камням: просто когда на финансовых рынках неспокойно, инвесторы всегда бегут в золото. Впрочем, оно — товар спекулятивный и на выходе из рецессии, вполне возможно, начнет быстро падать. Так что и его вряд ли можно записать в вечные ценности.

А что тогда можно?

1. То, что будет нужно всем и всегда. Де­шевая еда, лекарства, алкоголь. В первом квартале 2009 года у компании McDonald’s продажи на одну точку в среднем выросли на 4,3%, роста не было только в Германии и Китае. Кризис — только в дорогих ресторанах: понты к вечным ценностям точно не отнесешь. Продуктовые магазины-дискаунтеры тоже чувствуют себя неплохо. Мировой фармацевтический рынок, по прогнозам отраслевых экспертов, в этом году вырастет на 3%, а компании, которые в нем работают, традиционно заплатят большие дивиденды, даже если их акции не вырастут на бирже. Щедра к акционерам и крупнейшая в России пивоваренная компания «Балтика»: дивидендная доходность в 22% годовых — это редкость для нашей страны; но почему бы и не заплатить столько, если и в этом, таком ужасном кризисном году компания показывает рекордный уровень операционной рентабельности — те же 22% В первом квартале «Балтика» увеличила и продажи и прибыль: решение повысить отпускные цены на 10% прошло для нее безнаказанно. Куда де­ваться потребителю от аспирина, бигмака, «тройки» и «семерки»? Альтернативы либо дороже, либо малоизвестны и кажутся ненадежными.

2. То, что лучше, чем у конкурентов. Компания Subaru, в прошлом году обновившая свой Forester, была единственным крупным автопроизводителем, показавшим прибыль в 2008-м — именно ­бла­годаря «Леснику», продажи которого за последние 12 месяцев почти вдвое ­пре­вышают результат предыдущих 12. Пада­­ют продажи электроники? Посмотрите на Apple, от которой все ждали силь­ных результатов за первые три месяца 2009-го — но она все равно сумела удивить и ростом продаж, и прибылью. За цифрами стоял более чем двукратный рост продаж iPhone и iPod Touch год к году. Вывод: кризисы нипочем компаниям, которые умеют делать то, что на самом деле нравится потребителю. А не просто тратить много денег на рекламу и насыщать розничные каналы товаром, который ничем не лучше конкурирующего.

3. Дешевые развлечения. Тот же iPod Touch так хорошо продается, потому что в принадлежащем Apple интернет-магазине iTunes покупают все больше игр. Старый конкурент Apple, Microsoft, в последнее время тоже находит утешение раз­ве что в прекрасных результатах, кото­рые показывает игровая приставка Xbox и контент для нее. В марте заговорили о том, что индустрия электронных игр не так устойчива к кризисам, как казалось раньше: продажи приставок и игрушек резко упали по сравнению с мартом 2008 года. Но объяснение тут же обнаружилось: на март прошлого года пришлась Пасха, когда были закрыты магазины. Более дешевое развлечение — если считать по расходам на час чистого кайфа — разве что книги, но это уходящая натура, так что книжный рынок как раз довольно сильно пострадал от кризиса. А вот еще одна дешевая радость — кино — никакой рецессии не почувствовала (по крайней мере в Америке, где это бизнес, а не танцы с господдержкой). Сборы рождественского сезона 2008—2009 были в американских кинотеатрах на 20% выше, чем годом раньше.

4. Безопасные финансовые инструменты. Да, такие есть: вон хотя бы американские TIPS — казначейские ценные бумаги, защи­щенные от инфляции. Раз в полгода американский минфин платит по ним невысокие проценты — но предварительно индексирует сумму, на которую эти проценты начисляются, сообразно официальной инфляции. Например, если вы вложили $1 000, а инфляция за полгода составила 2%, доход начислят на $1 020. Много заработать на этих бумагах трудно, но они гарантируют реальную доходность при любых обстоятельствах — разве что США объявят дефолт. А они не сделают этого никогда, ведь Америка единственная страна в мире, способная напечатать столько денег, сколько ей надо, и не рухнуть.

5. Инвестиции в рынки, на которых не было пузырей. Вот, например, лесо­по­сад­ки: с 1987 года было только три квартала, когда инвестиции в землю с растущими на ней деревьями принесли владельцам отрицательную доходность. Но весь 2008 год и в первом квартале 2009-го доходность назло кризису была положительной. Крупнейший в Америке инвестор в лесопосадки — основатель CNN Тед Тернер. Его миллиарды — по край­ней мере те, что «посеяны» в тиковых лесах, от кризиса защищены.

Словом, вечные ценности — это ценности базовые и отнюдь не самые модные. Уж точно не гламурные. Джентльмен никогда не бежит: он с достоинством переставляет ноги.
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter