Иллюстрация: Тимофей Яржомбек/KunstGroup Pictures
Вот говорят, алмазы — они навсегда. Может, и так, но бывают моменты, когда Ромео приятнее покупать каратное колечко, чем Джульетте — принимать его в подарок. Дешево потому что. Сейчас как раз такой момент. Цены на ограненные алмазы упали на 9% с начала года и на 18% за последние 12 месяцев.
Считается, что рынок предметов роскоши мало подвержен кризисам. Однако дешевели не только алмазы в среднем, но и крупные камни весом в карат. Лучше пока не становится. Только оправа для камней дорожает: тройская унция золота (31,1 г) стоит больше $900, а в декабре 2007-го, когда в Америке официально началась рецессия, стоила меньше $800. Но это не потому, что модницы предпочитают металл камням: просто когда на финансовых рынках неспокойно, инвесторы всегда бегут в золото. Впрочем, оно — товар спекулятивный и на выходе из рецессии, вполне возможно, начнет быстро падать. Так что и его вряд ли можно записать в вечные ценности.
А что тогда можно?
1. То, что будет нужно всем и всегда. Дешевая еда, лекарства, алкоголь. В первом квартале 2009 года у компании McDonald’s продажи на одну точку в среднем выросли на 4,3%, роста не было только в Германии и Китае. Кризис — только в дорогих ресторанах: понты к вечным ценностям точно не отнесешь. Продуктовые магазины-дискаунтеры тоже чувствуют себя неплохо. Мировой фармацевтический рынок, по прогнозам отраслевых экспертов, в этом году вырастет на 3%, а компании, которые в нем работают, традиционно заплатят большие дивиденды, даже если их акции не вырастут на бирже. Щедра к акционерам и крупнейшая в России пивоваренная компания «Балтика»: дивидендная доходность в 22% годовых — это редкость для нашей страны; но почему бы и не заплатить столько, если и в этом, таком ужасном кризисном году компания показывает рекордный уровень операционной рентабельности — те же 22% В первом квартале «Балтика» увеличила и продажи и прибыль: решение повысить отпускные цены на 10% прошло для нее безнаказанно. Куда деваться потребителю от аспирина, бигмака, «тройки» и «семерки»? Альтернативы либо дороже, либо малоизвестны и кажутся ненадежными.
2. То, что лучше, чем у конкурентов. Компания Subaru, в прошлом году обновившая свой Forester, была единственным крупным автопроизводителем, показавшим прибыль в 2008-м — именно благодаря «Леснику», продажи которого за последние 12 месяцев почти вдвое превышают результат предыдущих 12. Падают продажи электроники? Посмотрите на Apple, от которой все ждали сильных результатов за первые три месяца 2009-го — но она все равно сумела удивить и ростом продаж, и прибылью. За цифрами стоял более чем двукратный рост продаж iPhone и iPod Touch год к году. Вывод: кризисы нипочем компаниям, которые умеют делать то, что на самом деле нравится потребителю. А не просто тратить много денег на рекламу и насыщать розничные каналы товаром, который ничем не лучше конкурирующего.
3. Дешевые развлечения. Тот же iPod Touch так хорошо продается, потому что в принадлежащем Apple интернет-магазине iTunes покупают все больше игр. Старый конкурент Apple, Microsoft, в последнее время тоже находит утешение разве что в прекрасных результатах, которые показывает игровая приставка Xbox и контент для нее. В марте заговорили о том, что индустрия электронных игр не так устойчива к кризисам, как казалось раньше: продажи приставок и игрушек резко упали по сравнению с мартом 2008 года. Но объяснение тут же обнаружилось: на март прошлого года пришлась Пасха, когда были закрыты магазины. Более дешевое развлечение — если считать по расходам на час чистого кайфа — разве что книги, но это уходящая натура, так что книжный рынок как раз довольно сильно пострадал от кризиса. А вот еще одна дешевая радость — кино — никакой рецессии не почувствовала (по крайней мере в Америке, где это бизнес, а не танцы с господдержкой). Сборы рождественского сезона 2008—2009 были в американских кинотеатрах на 20% выше, чем годом раньше.
4. Безопасные финансовые инструменты. Да, такие есть: вон хотя бы американские TIPS — казначейские ценные бумаги, защищенные от инфляции. Раз в полгода американский минфин платит по ним невысокие проценты — но предварительно индексирует сумму, на которую эти проценты начисляются, сообразно официальной инфляции. Например, если вы вложили $1 000, а инфляция за полгода составила 2%, доход начислят на $1 020. Много заработать на этих бумагах трудно, но они гарантируют реальную доходность при любых обстоятельствах — разве что США объявят дефолт. А они не сделают этого никогда, ведь Америка единственная страна в мире, способная напечатать столько денег, сколько ей надо, и не рухнуть.
5. Инвестиции в рынки, на которых не было пузырей. Вот, например, лесопосадки: с 1987 года было только три квартала, когда инвестиции в землю с растущими на ней деревьями принесли владельцам отрицательную доходность. Но весь 2008 год и в первом квартале 2009-го доходность назло кризису была положительной. Крупнейший в Америке инвестор в лесопосадки — основатель CNN Тед Тернер. Его миллиарды — по крайней мере те, что «посеяны» в тиковых лесах, от кризиса защищены.
Словом, вечные ценности — это ценности базовые и отнюдь не самые модные. Уж точно не гламурные. Джентльмен никогда не бежит: он с достоинством переставляет ноги.