Иллюстрация: Дмитрий Распопов
Напрашивался заголовок «А вдоль дороги мертвые с косами стоят», но оказалось, что он уж до меня много кому напросился. В последнее время об этом феномене стали писать — а все потому, что начальство заметило. Стало выезжать в глубинку и обратило внимание на «несанкционированные мемориалы» на местах аварий по обочинам дорог. Теперь уже не просто венки на столбы вешают, но ставят настоящие кладбищенские памятники — гранитные, высокие, с фотографиями.
Меня давно эти памятники интригуют, и я была уверена, что это наше изобретение. Ну разве что
Но оказалось, что в Европе, даже в Германии и Франции, такие памятники есть, только скромные и не вдоль автострад, а в сельской местности. Ну понятно, Россия — одна большая деревня, автострад у нас пока нет. Так что это у нас не национальная особенность, а экономическая. В этих памятниках проявилась не загадочная русская душа, а загадочная душа человека перед лицом более или менее организованного анонимного государства.
И могильный аспект в этой истории не самый главный — просто в такой критический момент, как гибель близких, человек начинает действовать вопреки навязанной ему дисциплине, в своих собственных интересах. Такой памятник, по сути дела, форма общественного сопротивления. Сегодня в России бывшие ничьи просторы постепенно режутся на куски, и это тем более внушает человеку желание приватизировать хотя бы место, куда оказались вложены его чувства.
Стоят эти несанкционированные памятники на территории, которая официально называется полосой отчуждения. Случайно или нет, но тут всплывает этот марксистский термин — отчуждение, оторванность человека от своего труда, от непосредственного контакта с миром и себе подобными. Когда полоса отчуждения обживается, этот контакт восстанавливается самым нелепым образом: на обочинах идет не облагаемая налогом торговля подушками, грибами и собственным телом, там общаются на автобусных остановках и пьют в закусочных. Там пишутся человеческие заметки на полях большой истории.
В архитектурном плане монументальные маргиналии — интересный пример памятника, стоящего не по центру, а по краю. В принципе, это не по правилам. Не так давно я видела в спальном районе Москвы памятник — не могильный, а, так сказать, вообще. Это была статуя мужчины генеральского вида больше двух метров высотой. Стоял мужчина без пьедестала, между двух панельных домов, на краю пешеходной дорожки, среди берез. Выглядело это — как бы так выразиться — странно, но не удивительно. Ситуация была ясна: разрешения поставить памятник не дали, и родственники героя (или автор памятника) водрузили его самоставом. Я проезжала в машине, и этот сошедший к людям памятник произвел на меня сильное впечатление. Более сильное, чем те, традиционно расположенные в центре площади, на которые привыкаешь не обращать внимания.
Может, теперь вообще любые памятники будут ставиться вдоль дорог и улиц, а не в центре площадей — ведь переместилась же туда реклама. Может, все дело в том, что зритель чего бы то ни было теперь всегда движется, а не стоит на месте. В старой модели мира, будь то монархия или демократия, в центре стоял на пьедестале император или